video foto

Лемма Измайлова: "Президентом России поставлены новые задачи, определяющие стратегию развития всей российской системы образования"

Сегодня в школе "Эллин" г. Назрань прошла августовская педагогическая конференция, в работе которой принял участие Председатель Правительства Ингушетии Рашид Гайсанов.

В начале своего выступления премьер-министр поздравил присутствующих с началом учебного года. "Августовская конференция это одна из лучших педагогических традиций, не только сохраняется, но с каждым годом становится эффективнее и действеннее",- отметил он. Р. Гайсанов, подчеркнул, что в республике приоритетным направлением в государственной политике было и является образование.

- Несмотря на множество проблем, требующих первоочередного внимания, мы выделили сферу образования, как один из основных приоритетов государственной деятельности. Главной задачей образовательной политики является обеспечение высокого качества образования, соответствующего потребностям личности, общества и государства, - заявил он.

Председатель Правительства отметил, что учреждениями образования республики проделана значительная работа, подчеркнул, что, сегодня на федеральном и республиканском уровнях, осознавая значимость работы педагога, предпринимаются конкретные мероприятия, чтобы поддержать учительство и поднять его статус.

Основной доклад об итогах работы системы образования Республики Ингушетия в рамках основных направлений реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" представила Министр образования РИ Лемма Измайлова.

В своем выступлении она отметила, что перед педагогическим сообществом Президентом страны Дмитрием Медведевым поставлены новые задачи, определяющие стратегию развития всей российской системы образования. На основе этих предложений будет подготовлена национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа". Это пять основных направлений данной инициативы, которые и стали предметом сегодняшней августовской педагогической конференции.

Первое направление - обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: к структуре, к условиям реализации образовательных программ и к результатам их освоения.

Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе должно начаться экспериментально уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь должны привлекаться лучшие учителя и школы - участники приоритетного национального проекта "Образование".

Обсуждение проекта стандартов общего образования и инициативы "Наша новая школа" Министерством образования РИ проводилось в течение учебного года с начальниками управлений образования и специалистами Министерства образования РИ.

На секционных занятиях республиканского педсовета эти документы будут обсуждаться с руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками.

Проект Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) был разработан на основе инновационного опыта многих образовательных учреждений регионов России - участников КПМО. Он является следующим поколением действующего Стандарта общего образования 2004 года. Предыдущий стандарт был основан на формировании знаний, умений, навыков. Стратегия, предлагаемая новым Стандартом, нацелена на формирование средств и способов на самостоятельное продвижение ученика в учебном процессе; поддержку "внеурочных" и "внешкольных" образовательных достижений школьников; обогащение педагогического и управленческого арсенала средствами, способными качественно изменить результаты образования; создание условий институциональной гибкости и пластичности общего образования. То есть Стандарт принципиально отказывается быть Стандартом всеобщего минимума и становится Стандартом развития.

Отличительной особенностью обновленных стандартов является то, что для осуществления данного проекта предлагается использовать два возможных варианта нормативных сроков реализации основных образовательных программ (ООП) начального образования: 4 года или 5 лет. Передача 5 класса в начальную школу даст возможность решения проблемы преемственности между начальным и средним звеном. Таким образом, основная школа начинается с 6 класса и заканчивается 9 классом.

Для эффективной реализации данного проекта, по словам Министра образования, необходима разработка целого пакета нормативных и рекомендательных документов. Их перечень является частью Стандарта.

- Хочу предостеречь, что Стандарт не может и не должен реализовываться единомоментно, он задаёт ориентир, который при оптимальной траектории развития системы образования, может быть, достигнут образовательными учреждениями за четыре - пять лет, - сказала она.

Второе направление инициативы - "Наша новая школа" предусматривает поддержку одаренных детей, развитие творческих способностей школьников. Министерством образования по данному направлению проделана определенная работа.

В январе текущего года на базе гимназии "Марем" в г. Магасе прошел республиканский форум "Одаренные дети". Целью форума было оказание содействия и создание условий для развития и реализации способностей талантливых детей. В 14 номинациях участвовало 90 школьников, 83 из которых стали призерами форума. Победители республиканского форума приняли участие в 15 номинациях Московского Международного форума "Одаренные дети" из них 30 стали призерами, в том числе: 7 Гран-При и 12 дипломов 1-ой степени.

Результатом такого количества призовых мест стало то, что Президент РИ Евкуров Ю-Б.Б. был приглашен в качестве почетного гостя на церемонию вручения наград в Колонном зале Дома Союзов.

В то же время для организации работы с одаренными детьми в республике необходимо открыть специальное образовательное учреждение и Республиканский центр детского и юношеского творчества.

- Сейчас перед нами, как и перед всеми российскими педагогами, стоит проблема отсутствия программ по обучению одаренных детей, по педагогическому мониторингу одаренности, системы подготовки и переподготовки кадров для работы с этим контингентом детей. А контингент этот немалый, - отметила Л.Измайлова.

По ее словам, в тарификации педагогических специальностей нет такой специальности, как "педагог по работе с одаренными детьми". Нужны педагоги, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, а также являющиеся профессионалами в своей области деятельности. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.

Третьим направлением Президентской инициативы и является развитие учительского потенциала. В своем выступлении Президент Д.А.Медведев отметил, что необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

К стимулам качественного учительского труда следует отнести механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов.
Практика, реализованная в 34 регионах в рамках КПМО, в целом признана успешной. В этом году на новую систему оплаты труда педагогов переходит и Республика Ингушетия.

В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Это и традиционные конкурсы "Учитель года", "Самый классный классный", а главное, масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В этом году денежные средства в размере ста тысяч получат не 49, а 66 учителей. Впервые из республиканского бюджета 15 учителям, недобравшим минимальное количество баллов, была оказана поддержка в размере 25 тысяч рублей.

Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогических кадров. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся.
- Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими как программ, так и учреждений повышения квалификации. Для этого необходимо укрепить методическую службу как на уровне республики, так и по районам. Здесь нам предстоит решить много задач и похвастать успехами пока мы не можем. Зато предметом гордости является то, что впервые за много лет руководство республики выделило деньги в размере 3 миллионов рублей на отдых и оздоровление учителей, за что хочется сказать отдельное спасибо, - подчеркнула Министр образования.

Ещё одним стимулом качественного педагогического труда, по ее мнению, должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. В новом учебном году министерством образования будут принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Особое значение приобретет аттестация управленческих кадров, так как от их деятельности зависит обеспечение всего комплекса качественных условий реализации образовательных программ, да и вся организация деятельности школ.

Обновление самих школ является четвертым направлением образовательной инициативы "Наша новая школа". Облик школ, по мнению Леммы Измайловой, по форме должен значительно измениться и приблизиться к такой вот школе.

- Предстоит существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности. Нужно отметить, что в этом году при проведении ремонтных работ, во многих школах уделяли внимание не только качеству, но и эстетичности проводимых работ. Примером тому служит преобразившийся фасад третьей школы ст.Орджоникидзевской, укладка напольной плитки, установка современных оконных и дверных блоков во многих школах, что во многом не только преобразило облик школ, но и улучшило их функционирование.

Справедливости ради надо отметить таких денег республика в предыдущие годы не получала. Помимо средств республиканского бюджета по линии МЧС на ремонт школ было выделено 32 миллиона 239тысяч рублей, по линии минобрнауки РФ 66 миллионов 586 тысяч рублей.

В данном направлении радует также пускай пока маленькие успехи по обеспечению интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и создание для них адаптивной безбарьерной среды на базе школы "10" города Назрани, - отметила она.
Большой объем работ, по словам Министра образования, предстоит проделать и по коммунальному обслуживанию образовательных учреждений. Здесь необходимо наладить взаимодействие с другими службами.

- Обновленная развитая школьная инфраструктура, безусловно, будет способствовать осуществлению пятого направления, а именно, здоровью школьников. В школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников очень даже невеселая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но нельзя кивать только в сторону родителей, потому что дети проводят в школе значительную часть жизни и их здоровьем должны заниматься мы, - заявила она.

В заключительном слове своего выступления, Лемма Измайлова отметила, что на пороге нового учебного года хочется предостеречь все педагогические коллективы от перегрузки учебных программ, что негативно сказывается на состоянии здоровья учащихся.

- Необходимо сохранить тот ресурс здоровья, который набран детьми в ходе летнего отдыха. Для этого необходима своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми здорового образа жизни. Такие беседы призваны пробудить в самих детях желание заботиться о своём здоровье. Это повысит и их заинтересованность в учёбе, приведёт к выбору учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям, даст нам здорового гражданина, способного завтра решать вопросы государственной важности, - подчеркнула она.

Пресс-служба Правительства РИ

28 августа 2009 год