video foto

Коль история повторяется, то вскоре превратится в фарс

16-10-2010-1.jpgО режиссерах и произведениях. В зале Ростовского областного академического молодежного театра гаснет свет. Занавес. Небольшая повозка-балаганчик, спускается на сцену откуда-то сверху. Необычная история из жизни Наполеона в одном действии.  

— Режиссер, особенно театральный, — имитатор, попугай, если хотите. Основная его задача — найти сценический эквивалент драматическому произведению. А уж каким именно способом он будет это делать, это уже третье. То ли он просто перенесет героев и сюжет на сцену, придаст им объем. То ли наполнит спектакль глубиной, дополнительными смысловыми нитями, иллюзиями, с позиции своего личностного восприятия. Оба варианта возможны. Лично я считаю, что театр — не музей и не кафедра исторического факультета. Театр должен быть современным, даже если на сцене совершеннейшая классика.  

«Избранник судьбы» Бернарда Шоу — премьера этого сезона в Ростовском молодежном театре. Постановка приглашенного немецкого режиссера Mac Bekova.  

Италия. Трактир «Джузеппе Гранди и Ко». Обеденная зала. На сцене столик со стульями и манекены, лица которых весьма знакомы. Наполеон ждет своего адъютанта с важными депешами из Парижа. Тот почему-то запаздывает.  

— Этот спектакль — совершеннейший балаган: повозка, появляющаяся вначале, — намек. Но, не смотря на это, я не изменил ни строчки автора. Да и как можно изменить хоть букву у Шоу? Даже авторские ремарки я оставил. Немцы, наверное, не поняли бы этот спектакль. Они не понимают русский театр переживаний Станиславского. У них свой кумир — Бертольд Брехт, отсюда и театр — представления, говорят о чувствах, но не чувствуют. Я всегда пытался и пытаюсь совместить эти две традиции.  

— Почему Шоу? Потому что тогда, но о теперешнем. Меня и Наполеон-то здесь интересует, только потому что он «Великий», а по сути — босяк с хулиганскими замашками. Поэтому Шоу. И именно здесь, на сцене Ростовского областного академического молодежного театра. Для молодых и думающих, даже если им — семьдесят лет.  

— Когда я первый раз приехал сюда в июле, разговор шел о другой пьесе и другом авторе. Но потом оказалось, что в театре есть своя музыкальная группа, есть замечательный Алексей Екимов — композитор, который написал уникальную музыкальную часть, есть Лариса Олеговна Лелянова — главный режиссер Молодежного, которая перенесла свою постановку на малую сцену, а приглашенному неизвестному дядьке отдала большую. Поэтому Шоу. Знаете, в Германии такой истории случиться не могло. Когда я ушел из своего первого немецкого театра и пытался устроиться в другой (не новичок, с дипломом и портфолио), главный режиссер мне сказал: «В этом театре только я — Бог, и другого мне не надо».  

О странах и нравах  

Депеши утеряны. Судьба итальянской военной кампании висит на волоске. Cherche la fame!  

— Для немцев вот так, запросто, поделиться сценой, успехом, зрителем, деньгами, в конце-концов, мягко говоря, странно. Не такой у них менталитет. Слишком прагматичные. Конкуренция. Поэтому я и создал свой театр, чтобы быть в нем богом. А начиналось все в 1996 году в Гамбурге с объявления в газете о кастинге для актеров. Желающие пришли. Кто-то отсеялся, кто-то остался. Теперь у меня своя компания, занимающаяся производством фильмов, постановкой спектаклей. В ней работает человек 12. При компании существует режиссерская лаборатория — коммерческая, в основное время. Хотя раз в год я и провожу бесплатный семинар, за определенные налоговые льготы. Что здесь, в России, что там — на театре много не заработаешь, поэтому у меня правило: все, что получила компания, делим поровну.  

Все бумаги оказываются у дамы. Неизвестной. Она, по счастливой случайности, остановилась в той же гостинице.  

— Изменилась ли Россия? Да. И не в лучшую сторону. Изменилась и сама страна, но, что для меня неприятно, изменились люди. Этот оголтелый капитализм сделал людей жестче. Хамовитее. Исчезло милосердие. Даже вежливость теперь не норма и воспитание, дань уважения к самому себе. Это щит, которым прикрываются от хамства и жесткости. Я специально езжу в маршрутках: наблюдаю. Да что далеко ходить: актеры театра репетируют — потолок поднимается. Сплошная нецензурная лексика. Совсем язык изгадили. Вернулся в Германию и сам стал отпускать словечки. Потом спо-хватился: я? при дамах!?  

Я не говорю, что в Германии все солнечно и безоблачно. На мой взгляд, массовое сознание современных людей вообще определяется тремя буквами. Не совсем теми, о которых вы подумали! «ММР»: мальборо, мерседес, роллс-ройс. Потребительство. Но чем лучше и проще в Германии — там отношение властей к народу другое. Трепетное. Потому что знают, что переизбираемы, а не получат корону в наследство.  

Все бумаги, кроме одного письма, может получить «Великий» Наполеон. Для его же блага. А если попробовать шантаж?  

О себе и душе  

— Я — ингуш по национальности, двадцать лет живу и работаю в Германии. У меня жена — немка, теща — немка. Но я — русский, и паспорт у меня гражданина России, с постоянным немецким видом на жительство. Без права голосовать или быть избранным. И не нужно. К власти не стремлюсь. Перед судьбой мы все равны, потому что смертны. А власть, не власть — пустое. Я себя определяю как оптимистичного фаталиста. Все в этой жизни от Бога, и ничего сверх того, что мне предначертано, я уже не сделаю. Но как воспринимать это начертанное, твой личный выбор. Я предпочитаю — с удовольствием.  

Почему уехал тогда? Не потому, что гнали или был кем-то обижен. Окончил институт, дипломные спектакли имели успех. Но душе было некомфортно. Я смотрел на роль личности иначе, чем предписывала программа КПСС. А так в то время было нельзя. Либо сидишь, либо убит. После постановки «Коварства и любви» Шиллера в 81-м со мной беседовали в КГБ. Я сказал, что моя страна — это мой дом, а когда в доме что-то не в порядке, об этом надо говорить и исправлять.  

Я тогда переселился в другую морально-культурную среду. Мне было интересно понять эту среду интеллектуально и творчески. Но за двадцать лет немцем я так и не стал. Я — русский, хотя и в Германии. Но ностальгии по России у меня нет и не было. Географическая отдаленность не означает отдаленности духовной. А приглашение сюда, в Ростов, для меня, как машина времени, — назад в 20 лет.  

Happy end. С некоторыми нюансами.  

Мустафа Беков. Родился в 1952 году в Ингушетии. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. Специальность — режиссер драмы. Двадцать лет назад уехал в Германию.  

Газета "Наше время" №364-366 от 15 октября 2010 г.

16 октября 2010 год