Памятка паломнику, совершающему хадж и умру (часть2)

Памятка паломнику, совершающему хадж и умру (часть 1)


ПРИБЫТИЕ В МЕККУ

После вступления в состояние ихрама в Зуль-хулайфа паломники направляются в Мекку.

1. При вступлении на землю харама желательно прочитать следующее дуа:

اللَّهُمَّ هَذَا حَرَمُكَ وَ أَمْنُكَ فَحَرِّمْنِى عَلَى النَّار ِوَ آمِنِّى مِنْ عَذَابِكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ وَاجْعَلْنِى مِنْ أَوْلِيَائِكَ وَأَهْلِ طَاعَتِكَ

«АллоахIумма хIаза хьарамука ва амнука фахьарримни Iалан-нари ва аминни мин Iазабика явма табIасу Iибадака важIални мин авлияика ва ахIли тIоаIатика».

2. По прибытии в Мекку поломнику желательно совершить полное омовение и направиться в Масжидуль-хьарам для совершения т1авафул-къудум (обход Каабы в честь прибытия в Мекку).

3. В мечеть желательно входить через ворота Бабу – салам и при виде Каабы прочитать следующее дуа:

اللَّهُمَّ زِدْ هَذَا الْبَيْتَ تَشْرِيفًاوَتَعْظيمًاوَتَكْرِيمًاوَمَهَابةًوَزِدْمَنْ شَرَّفَهُ وَعَظَّمَهُ مِمَّنْ حَجَّهُ أَوِاعْتَمَرَهُ تَشْرِيفًا وَتَعْظيمًا وَتَكْرِيمًا وَبِرًّا اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلاَمُ وَمِنْكَ السَّلاَمُ فَحَيِّنَا رَبَّنَا بِالسَّلاَمِ

«АллоахIумма зид хIазал байта ташрифан ва таIзиман ва такриман ва махIабатан, ва зид ман шаррафахIу ва IаззамахIу мимман хьажжахIу авиIтамарахIу ташрифан ватаIзиман ва такриман ва бирран. АллоахIумма антассаламу ва минкассаламу фахьаййина биссалами».

4. Затем нужно совершить т1афав-къудум.

Как совершается т1аваф?

Т1аваф – это семикратное обхождение вокруг Каабы. Он совершается следующим способом:

1. Перед началом т1авафа мужчины подходят к Каабе, проводят рукой по черному камню, целуют его и прикладывают к нему лоб. 

Это желательно только тогда когда к камню есть свободный доступ. Пробираться же к камню расталкивая мусульман не только не желательно, но и греховно. Если из-за большого стечения народа нет возможности прикоснуться к Черному Камню, то паломнику достаточно указывать на него рукой со словами: “Аллаху акбар!!” (“Аллах Велик!”), – и поцеловать руку. 

2. Затем нужно повернуться к каабе левым боком. При этом желательно чи-тать:

بِسْمِ اللهِ وَاللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ إِيمَانًابِكَ وَتَصْدِيقًابِكِتَابِكَ وَوَفَاءً بِعَهْدِكَ وَاتِّبَاعًا لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ

«Бисмиллах1и валлох1у акбар.

Аллох1умма иманан бика, ва тасдикъ-ан бикитабика, ва вафаан би1ах1дика, ваттиба1ан лисуннати набиййика Мухьаммадин, 1алайх1иссолату вассалам»

Затем же, каждый раз, доходя до Черного камня, достаточно не поворачиваясь к нему грудью, направить ладонь правой руки к нему и сказать: «Ла илах1а иллаллох1у валлох1у акбар».

3. Повернувшись к Каабе левым боком, паломник начинает движение против часовой стрелки, читая следующие молитвы.

4. Проходя мимо дверей Каабы:

اللَّهُمَّ إِنَّ الْبَيْت َبَيْتُكَ وَالْحَرَمَ حَرَمُكَ وَالْأَمْنَ أَمْنُكَ وَهَذَا مَقَامُ الْعَائِذِ بِكَ مِنَ النَّارِ

«Аллох1умма иннал байта байтука, вальхьарама хьарамука, валь амна амнука, ва х1аза макъомул 1аизи бика минаннари»

5. Пройдя мимо второго угла Каабы, называемого Рукн аль-Ираки:

اللَّهُمَّ إِنِّى أَعُوذُ بِكَ مِنَ الشَّكِّ والشِّرْكِ والنِّفَاقِ والشِّقَاقِ وَسُوءِ الْأَخْلاَقِ وَسُوءِ الْمَنْظَرِ فى الْأَهْلِ وَالْمَالِ وَالْوَلَدِ

«Аллох1умма инни а1узу бика минаш-шакки, вашширки, ваннифакъи, вашшикъакъи, ва суил ахлакъи, ва суил манзари фил ах1ли, вал мали, вал валади».

6. Пройдя под желобом Каабы:

اللَّهُمَّ أَظِلَّنِى فى ظِلِّكَ يَوْمَ لاَ ظِلَّ إلاّ ظِلُّكَ وَاسْقِنِى بِكَاءْسِ نَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ صلى الله تعالى عليه وسلم شَرَابًا هَنِيئًا لاََ أَظْمَاءُ بَعْدَهُ يَاذَاالْجَلاَلِ وَالْإِكْرَامِ

«Аллох1умма азиллани фи зиллика явма ла зилла илла зиллука, васкъини бикаъси наибиййика Мухьаммадин соллаллох1у 1алайх1и васаллам, шарабан х1аниан ла азмау ба1дах1у Я зал жалали вал икром».

7. Пройдя третий угол, называемый Рукнаш-Шами:

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ حَجًّامَبْرُورًا وَذَنْبًا مَغْفُورًا وَسَعْيًا مَشْكُورًا وَعَمَلاً مَقْبُولاً وَتِجَارَتًا لَنْ تَبُورَ يَاعَزِيزُ ياغَفَّارُ

«Аллох1уммаж1алх1у хьажжан мабруран ва занбан маг1фуран ва са1ъян машкуран ва 1амалан макъбулан ва тижаратан лан табуро я 1азизу я г1аффару»

8. Между третьим и четвертым угла-ми, называемыми Рукн аль-Ямани:

اللَّهُمَّ آَتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Аллох1умма атина фиддунья хьасанатан ва фил ахирати хьасанатан ва къина 1азабаннари»

Необходимые условия для совершения т1авафа:

- Нахождение в состоянии ритуальной чистоты

- Чистота тела и одежды от нажасы

- Укрытие аврата. Авратом считаются те части тела, которые должны быть укрыты во время совершения намаза. Для мужчин авратом является часть тела от пупка до колен, а для женщин – все тело, кроме лица и кистей рук

- Начало т1авафа от черного камня Круг, начатый не от Черного камня, не засчитывается.

- Совершение семи полных кругов против часовой стрелки

- В течение всего т1авафа Кааба должна находиться слева от паломника

Внимание! До завершения т1авафа к Каабе должно быть повернуто только левое плечо. Нельзя поворачиваться к Каабе грудью или спиной. Если во время т1авафа паломник окажется лицом или спиной к Каабе или Кааба окажется справа от него и в таком состоянии он сделает хотя бы один шаг, он должен вер-нуться на шаг назад и продолжить т1аваф с этого места. Если же он не сможет вернуться на этот шаг назад, этот круг не засчитывается, и он обязан совершить дополнительно один полный круг.

- Совершение т1авафа внутри масжидуль-хьарама

- Совершение т1авафа вне стен Каабы

- Во время т1авафа нельзя касаться стен Каабы

Желательные действия во время т1авафа:

- Чтение всех перечисленных молитв является желательным. Также можно читать и другие молитвы.

- Если после т1авафа паломник намерен совершить са1и, то мужчинам желательно:

а) одеть верхнюю часть ихрама таким образом, чтобы правое плечо осталось открытым, а оба конца оказались на левом плече. В остальное время хаджа правое плечо желательно прикрывать.

б) совершить первые три круга быстрыми и мелкими шажками, а оставшиеся четыре круга пройти обычным шагом.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА ПОСЛЕ Т1АВАФА

После завершения т1авафа желательно совершить двухракаатный намаз в честь исполнения т1авафа встав таким образом, чтобы между ним и каабой оказался Макъом-Иброх1им. Намерение для этого намаза:

«Аз ният дир т1аваф дира ши ракаат суннат ламаз де Лакхахиннаволча Далла. Аллох1у акбар».

В первом ракаате после суры “аль-Фатиха”, желательно прочитать суру (“Кафирун”).

Во втором ракаате, вслед за сурой “аль-Фатиха” - суру “Ихлас”: “Куль х1уваллох1у ахьад

ИСПИТИЕ ВОДЫ ЗАМ-ЗАМ

После завершения намаза паломник направляется к источнику зам-зам. Воду желательно пить стоя. Также желательно пить ее много и читать следующую молитву: 

«Аллох1умма инни асъалука 1илман нафи1ан ва ризкъан васи1ан ва шифаан мин кулли даин».

После завершения т1авафа, паломник отправляется через врата Сафа для совершения са1и.

САIИ

СаIи - это семикратное хождение между холмами Сафа и Марва. Са1и также как и т1аваф, является одним из составным эле-ментом хаджа и умры, без которого не засчитываются ни хадж ни умра.

Как совершается са1и?

- Поднявшись на Сафа и повернувшись в сторону Каабы желательно прочитать следующее дуа:

اللهُ اكْبَرُ اللهُ اكْبَرُ اللهُ اكْبَرُ ولِلَّهِ الْحَمْدُ لاَإلهَ إلاَّالله وَحْدَهُ لاَشَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِى وَيُمِيتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَعَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ لاَ إلهَ إِلاَّاللهُ وَحْدَهُ أَنْجَزَ وَعْدَهُ وَنَصَرَ عَبْدَهُ وَهَزَمَ الْأَحْذَابَ وَحْدَهُ لاَإلهَ إِلاَّاللهُ وَلاَ نَعْبُدُ إلاَّ إِيَّاهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْكَرِهَ الْكَافِرُونَ اللَّهُمَّ إِنَّكَ قُلْتَ ادْعُونِى أَسْتَجِبْ لَكُمْ وَإِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْميعَاد َوَإِنِّى أَسْأَلُكَ كما هَدَيتَنِى إِلَى الْإِسْلاَمِ أَنْ لا تَنْزَعْهُ مِنِّى حَتَّى تَوَفَّانِى وَأَنَا مُسْلِمٌ اللَّهُمّ َيَا مُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثَبِّتْ قَلْبِى عَلَى دِينِكَ اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلُكَ مُوجِبَاتِ رَحْمَتِكَ وَعَزَائِمَ مَغْفِرَتِكَ وَالْفَوْزَ بِالْجَنَّةِ والسَّلاَمَةَ مِنْكُلّ ِإِثْمٍ وَالنَّجَاةَ مِنَ النَّارِ اللَّهُمَّ إِنِّى أَسْأَلُكَ التُّقَى وَالْعَفَافَ وَالغِنَى

«Аллох1у Акбар, Аллох1у Акбар. Аллох1у Акбару ва лиллах1ил хьамд.

Ла илах1а иллаллох1у вахьдах1у ла шарика лах1, лах1ул мулкува лах1ул хьамду, юхьйиваюмиту, биядих1ил хойрува х1ува 1алакуллишаъинкъодир.

Ла илах1а иллаллох1у вахьдах1у, анжаза ва1дах1у, ванасара 1абдах1у, ва х1азамал ахьзаба вахьдах1у.

Ла илАх1а иллаллох1у валА на1буду илла иййах1у, мухлисина лах1уддина ва лав карих1ал кафируна.

Аллох1умма иннака къулта уд1уни ас-тажиб лакум, ваиннака ла тухлифул ми1ад, ва инни асъалука кама х1адайтани илал ислами, ан ла танза1х1у минни хьатта таваффани ва ана муслимун.

Аллох1умма Я мукъаллибал къулуби саббит къалбу 1ала диника.

Аллох1умма инни асъалука мужибати рахьматика ва 1азаима маг1фиратика вал фавза бил жаннати вассаламата мин кули исмин Ваннажата минан-нари.

Аллох1умма инни асъалука ал-х1уда ваттукъо вал 1афафа вал г1ина»

Эту дуа желательно читать три раза, а затем обратиться к Аллаху со своими лич-ными мольбами.

- Затем паломник спускается с Сафа и двигается к Марва обычным шагом. Дойдя до зеленой лампочки, мужчины переходят на легкий бег до другой зеленой лампочки (женщины идут обычным шагом). Дальше снова идут обычным шагом.

- Дойдя до Марва он поднимается на нее, и повернувшись к Каабе читает ту же дуа, что и на Сафа, и направляется обратно к Сафа. Прохождение от Сафа к Марва считается одним кругом, обратно от Марва к Сафа – вторым.

Какие действия желательны во время совершения са1и:

- Совершение са1и, не откладывая сразу после т1авафа. Однако если между ними случится какой-нибудь перерыв, например, после т1авафа отправиться в гостиницу отдохнуть, а после вернуться для са1и, то са1и также засчитывается.

- Укрытие аврата.

- Очищение от нажасы.

- Нахождение в состоянии ритуальной

чистоты.

- Совершение семи хождений один за другим (без перерыва). Если же паломник по какой-либо причине прервал са1и, то нужно продолжить с того места, где он остановился.

- Все время совершения са1и делать много дуа, так как это место где принимаются мольбы. Можно просить на любом языке счастья в обоих мирах, прощения грехов, защиты от бед и милости Аллаха для себя, родителей, родным, друзьям и всем мусульманам.

- Мужчинам желательно пробежаться на участке, отмеченном зелеными фонарями.

После завершения са1и, те паломники, которые совершали хадж способом таматту1 (т.е. сперва умра, потом хадж), удаляют часть волос, и на этом их умра заканчивается. После завершения умры им разрешаются все деяния, которые были запрещены паломникам. До восьмого дня месяца зуль-хиджа они могут многократно повторять умру.

Тем же паломникам, которые совершают хадж по способу ифрад категорически запрещается удалять волосы после са1и, так как их хадж еще не закончился.

ДЕЙСТВИЯ ВОСЬМОГО ДНЯ

В восьмой день месяца зуль-хиджа всем паломникам желательно направиться из Мекки в долину Мина, где желательно провести эту ночь, читая молитвы и поминая Аллаха.

Те паломники, которые совершают хадж способом таммату1 должны принять намерение вступить в состояние ихрама для хаджа (т.е купаются, одевают ихрам, совершают суннат-намаз и делают ният для хаджа. Более подробнее в главе «Вступление в обрядя хаджа»). Данное намерение делается в гостинице, в которой они остановились. Для этого не надо ни-куда выезжать.

Те, паломники, которые прибыли в Мину не побывав в Мекке четыре дня могут сокращать и переносить молитвы. Те же, которые пробыли в Мекке четыре дня, не имеют права сокращать и переносить молитвы.

ДЕЙСТВИЯ ДЕВЯТОГО ДНЯ

Девятый день месяца зуль-хиджа это день стояния на горе Арафат. Это великий день, когда Аллах особенно щедр к Своим рабам и когда вечером того же дня Он с гордостью говорит Своим ангелам о паломниках, стоящих на Арафате: “Посмотрите на Моих рабов с растрепанными волосами и покрытых пылью! Засвидетельствуйте, Мои ангелы, что я простил им”.

И никогда шайтан не выглядит столь жалким, маленьким и презренным, как в День стояния на Арафате. Это объясняется проявлением особой щедрости и расположения Аллаха к Своим рабам, который избавляет их в огромном количестве от огня и прощает их.

Стояние на Арафате является самой основной частью хаджа. На это указывает хадис пророка, который передали Ахмад, Хаким и Байхаки: «Хадж-это стояние на Арафате». Этот элемент хаджа считается выполненным, если паломник, хотя бы один миг находился на территории Арафата девятого числа месяца зуль-хиджа в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня. Однако желательно не покидать Арафат до заката солнца.

Достаточно находиться в любом месте на территории Арафата. Однако лучше всего стоять у больших камней, что у подножья “Джабаль ар-рахма” (“Гора милости”). Эта гора называется также “Джабаль ад-ду1а” (“Гора мольбы”). Если есть возможность, надо становиться так, чтобы кибла и Джабаль ар-рахма находились перед ним. В противном случае поворачиваться лицом к кибле, не ориентируясь на гору.

В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:

1. После восхода солнца направляется к Арафату, возвеличивая Аллаха и произнося тальбият.

2. Перед заходом на территорию Арафата желательно искупаться. Лучше всего сделать это в местности Намират. Но так как это сегодня затруднительно, то можно искупаться еще будучи в Мина или по прибытии на Арафат. Сунна будет считаться выполненной если он искупается до обеда.

3. В соответствии с сунной в этот день не нужно поститься.

4. В полдень, совершает полуденную и послеполуденную молитвы, сократив и объединив их.

5. После совершения молитв, до захода солнца паломник стоит в районе Арафата, удостоверившись, что находится в пределах его границ. Некоторые паломники считают, что нужно подняться на гору “Джабаль ар-рахма”, но это не только не поощряется, но и порицается, так как поднимаясь на нее устает тело, солнечная жара ослабляет его и самое главное - даром теряется самое драгоценное для поминания Аллаха время.

6. Проявляет смирение, благоговение и покорность Аллаху Всевышнему.

7. Часто поминает имя Аллаха и взывает к нему, подняв руки, часто испрашивает благословения и мира посланнику Аллаха.

8. Лучше всего, если он часто произносит тальбият и читает из Корана то, что не вызывает у него затруднений, а также просит прощения, кается, настойчиво взывает к Аллаху, просит Его даровать добро в этой и потусторонней жизни.

9. Желательно сто и более раз читать:

«Ла илах1а иллаллох1у вахьдах1у лашарика лах1, лах1ул мулкува лах1ул хьамдува х1ува 1ала кули шаъинкъодир».

Пророк в день Арафата больше всего читал:

«Аллох1умма лакал хьамду каллази накъулу ва хойраммимма накъулу. Ал-лох1умма лака солати ва нусуки ва-махьйайа ва мамати, ва илайка мааби ва лака робби туроси. Аллох1умма инни а1узу бика мин шарри ма тажиу бих1иррихьу».

10. После полного захода солнца направляется в Муздалифу, произнося тальбият. Совершение вечернего намаза переносится на время ночного намаза. (Это касается тех, кто не пробыл в Мекке четыре дня. Остальные же совершают намазы своевременно и полностью).

В МУЗДАЛИФЕ

Время, на которое приходится ночлег в Муздалифе – это “Лейлятуль 1ид” (“Праздничная ночь”). Паломник считается переночевавшим в Муздалифе, если он во второй половине ночи хоть немного находился на земле Муздалифы. За непроведение ночи в Муздалифе налагается штраф. Однако если он не смог прибыть в Муздалифу по уважительной причине штраф не налагается.

Прибыв в Муздалифу, совершающий хадж должен выполнить следующие действия:

1.Совершить вечернюю молитву (“маьрк1ижа ламаз”) в три ракаата и ночную (“пхьера ламаз”) в два ракаата.

2. Едва забрезжит рассвет, совершить в Муздалифе утреннюю молитву (“1уйра ламаз”).

3. Находясь в Муздалифе, часто поминать Аллаха, взывать к Нему с просьбами и просить у Него прощения:

«Аллох1умма инниасъалука ан тарзукъани фи х1азал макани жавами1ал хойри куллих1и, ва ан туслихьашаъна куллах1у, фаиннах1у ла яф1алу залика г1ойрука, валаяжуду бих1и илла анта».

4. В Муздалифе собираются семь камешков, чтобы бросить их в “джамратуль акабат”. Остальные камешки можно собирать в Мина в день их бросания.

5. Женщины, дети, а также те, кто их сопровождает, могут отправиться в Мина после полуночи.

Мужчинам же желательно до рассвета находиться в Муздалифе и утренний намаз совершить с наступлением рассвета.

6. После утренней молитвы (“1уйра ламаз”) до полного рассвета желательно оставаться в Муздалифе, читая дуа, такбир и лаббайка. 

7. После полного рассвета направиться в Мина, громко читая такбир и лаббайка.

ДЕЙСТВИЯ ДЕСЯТОГО ДНЯ

1. Дойдя до Мина желательно прочитать следующую дуа: «Алхьамдулиллах1иллази баллаг1аних1а салиман му1афиян, х1аза мина, къод атайтух1а ваана 1абдука ва фи къабза-тика. Асъалука ан тамунна 1алаййа бимамананта 1ала авлияика. Аллох1умма инни а1узу бика минал хьирмани вал мусыбати фи дини, я архьамаррохьимин».

2. Бросают семь камешков в месте под названием «Джумратул акабат». «Джумратул акабат» - это третье место для бросания камешков по направлению из Мина в Мекку. С началом бросания первых камешков прекращается чтение «лаббайка». Камешки желательно бросать правой рукой, говоря при каждом бросании: «Бисмиллах1и, аллох1у акбар». Камешки можно бросать так как удастся. Однако при возможности желательно стать лицом к «Жумратуль-Iакъба» повернувшись левым боком к Мекке, а правым к Мина. Время бросания этих семи ка-мешков начинается с полуночи 10-го дня и длится до захода солнца 13-го дня месяца зуль-хиджа.

3. Затем совершается жертвоприношение. Жертвоприношение – это желательное действие, в несовершении его нет ни греха, ни штрафа. Его также можно совершить в последующие три дня.

4. После заклания жертвенного животного сбриваются или подстригаются волосы на голове. Сбривание волос для мужчин предпочтительнее. Процесс стрижки или бритья начинается с правой стороны головы. Женщина же подстригает все пряди волос на голове на длину фаланги пальца. Подстригать волосы она также начинает с правой стороны головы.

Совершив вышеупомянутые действия, паломник совершает частичный выход из состояния ихрама, надевает любую одежду, душится духами и освобождается от всех запретов, вызванных состоянием ихрама, кроме запрета на супружескую близость (жертвоприношение не имеет отношения к выходу из хаджа. Выход из хаджа происходит бросанием камешков и стрижкой волос).

5. После бритья или стрижки головы направляется в Мекку, для совершения «т1аваф аль-ифада». Совершение этого т1авафа не имеет строго ограниченного времени, и его разрешается перенести на последующие дни. Завершением «т1авафа аль ифада» происходит второй (полный) выход из состояния ихрама и упразднение запрета на супружескую близость.

Те паломники, которые совершают хадж способом таммту1, после т1авафа должны совершить еще и са1и.

6. Возвращается в Мина, чтобы там ночевать в оставшиеся для бросания камешков дни.

Памятка паломнику, совершающему хадж и умру (часть 3)

26 сентября 2010 го