video foto

Памятка паломнику, cовершающему хадж и умру (часть1)

ДОСТОИНСТВА ХАДЖА

Хадж – это один из видов поклонения Аллаху, который был известен со времен Адама. Пророк Адам сорок раз совершил хадж, прибыв пешком в Мекку из Индии. И не осталось ни одного пророка, после Ибрахима, который бы не совершил хадж.

Говоря о достоинствах хаджа пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершит хадж только ради Аллаха, избегая при этом дурных речей и поступков и не впадая в грех, тот вернется (из хаджа) таким же чистым от грехов, каким родила его мать» (Аль-Бухари).

Также в других хадисах говорится: «Вознаграждение за принятый (Аллахом) хадж ни что иное, как Рай. Каждая последующая умра стирает грехи, совершенные после предыдущей умры»

«Совершающие хадж и умру являются гостями Аллаха. Их молитвы будут услышаны, их мольбы о прощении будут удовлетворены»

«Выполнение намаза в моей мечети более достойно вознаграждения, чем молитва где-либо еще, кроме мечети Аль-Харам в Мекке. Намаз в ней в сто тысяч раз лучше, чем молитва, совершенная в любой другой мечети» (Аль- Бухари и Муслим).

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ХАДЖА

Хадж - это пятый столп, на котором стоит ислам. 

Условия, при которых хадж является обязанностью человека:

- человек должен быть мусульманином;

- он должен достичь совершеннолетия;

- пребывать в здравом уме;

- иметь возможность (физическую и материальную) для совершения хаджа.

- кроме того, для женщин необходимо сопровождение близкого родственника или группы женщин.

Каждый, кто не соответствует хотя бы одному из этих условий, не обязан совершать хадж.

Под материальной возможностью подразумеваются:

- Наличие транспорта (для тех, кто проживает на расстоянии более 81 км от Мекки)

- Наличие средств, необходимых для поездки в Мекку и Медину и пребывания там;

- Наличие средств, необходимых для обеспечения семьи, которую он по шариату обязан содержать на время его отсутствия;

- Безопасность пути.

Перечисленные средства должны быть в наличии после выплаты всех долгов. Необходимость женитьбы, покупки дома и т.д не влияют на обязательность хаджа. Однако он может отложить совершение хаджа на последующие годы, чтобы сначала купить дом, жениться, а потом совершить хадж.

Если человек имея материальную возможность, не может совершить хадж по причине здоровья, ему необходимо уполномочить того, кто совершит его за него. Если человек умер, не совершив хадж, имея возможности для его совершения, то до раздела его имущества между наследниками с его средств надо выделить деньги, для отправки человека в хадж за него. Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто, имея возможность, не совершил хадж и умер, пусть умрет иудеем или христианином».

ЭТИКА НАЧАЛА ПУТИ

Если мусульманин вознамерился исполнить обязанность хаджа и решимость не покидает его, то он должен:

- совершить намаз-истихарат. Для этого надо совершить дополнительную молитву в два ракаата, а потом сказать:

«АллохIумма инни астахирука биIил-мика, ва астакъдирука бикъудратика ва-асъалука мин фадзликаль Iазим. Фаинна-ка такъдиру ва ла акъдиру ва таIляму ва ла аIламу ва анта Iалламуль гIуюб.

АллохIумма ин кунта таIламу анна хIа-зальамра (и произносится то, что намеревается сделать) хайрун ли фи дини ва маIаши ва Iакъибати амри (или же он сказал: IаджилиамривааджилихIи) факъ-дур-хIу ли ва яссирхIу ли сумма барик ли фихIи. Ва ин кунта таIламу анна хIазаль амра шаррун ли фи дини ва маIаши ва Iакъибати амри (или же он сказал: Iаджилиамриваад-жилихIи) фасрифхIу Iанни васрифни IанхIу вакъдур лильхайра хьайсу кана сумма радзини бихIи" (аль-Бухари).

– Раскаяться во всех своих грехах с намерением никогда не возвращаться к ним, помириться с теми, с кем он находится в ссоре, возвратить владельцам все то, что было несправедливо присвоено им.

- Изучить вопросы, связанные с путешествием и совершением обрядов хаджа.

- Записать, что должен он и что должны ему, оставить завещание и все это оформить соответствующим образом.

- Не выходить в дорогу одному. Необходимо постараться найти себе в спутники группу благонравных, богобоязненных, имеющих знания людей. А также выбрать одного из них старшим.

- Взять с собой как можно больше продовольствия, чтобы делиться с другими.

- Не торговаться при покупке чего-либо для хаджа.

- Чтобы целью поездки был только хадж, даже если торговля и разрешена.

- Начать поездку рано утром, желательно в четверг или понедельник.

- С начала поездки и до тех пор, пока совершающий хадж не вернется на родину, он должен воздерживаться от многословия, вмешательства в то, что его не касается, и чрезмерной шутливости, сторониться споров и препирательств.

- Все время находиться в состоянии омовения.

Непосредственно перед выходом из дома желательно совершить суннат-намаз в два ракаата, читая в первом ракаате после суры фатихьа суру кафирун, а во втором ракаате-суру ихлас. После завершения намаза нужно прочитать аятул курси, лиилафи къурайш, а затем сделать дуа, прося Аллаха помощи и облегчения пути.

Молитва путника принимаема Всевышним, поэтому нужно как можно чаще молится за себя, родителей и всех мусульман.

СОКРАЩЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ НАМАЗОВ

Человеку, находящемуся в пути разрешается сокращать и объединять намазы.

Сокращать можно только четырехракаатные молитвы (обеденная-делкъа ламаз, послеобеденная-малхбуза ламаз, ночная-пхьера ламаз). Эти намазы сокращаются до двух ракаатов. Что касается утреней (Iуйра ламаз) и вечерней (маьркIижа ламаз) молитв, то они остаются как есть, т.е. утренняя – двухракаатная, вечерняя – трехракаатная.

Объединять же можно только обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Объединять молитвы можно перенося намаз вперед или откладывая его назад.

Условия, необходимые для сокращения: 

1. Путь должен быть длиной не менее 81-го км (80 км 640 м).

2. Цель путешествия не должна быть греховной, например, украсть, что–либо или заняться разбоем.

3. Путник должен выйти из населенного пункта, в котором он проживает или с места своего проживания, если он живет вне населенного пункта. Для этого он должен пересечь последние жилые строения на окраине этого пункта, и с этого момента может начать сокращение, если в его пути соблюдаются вышесказанные условия.

4. Путешествие должно быть целевым. Путник должен иметь четкое представление о том, куда он направляется и знать, что его путь равен или превышает расстояние, о котором говорится в первом условии. 

5. Если путник сокращает молитву, то он не должен участвовать в коллективной молитве за имамом, совершающим полную молитву. Однако, если он решил в ней участвовать, то должен совершить полную молитву не сокращая, как имам.

6. В начале намаза необходимо иметь намерение сократить намаз.

Условия, необходимые для объединения намазов:

Если объединяемый намаз переносится вперед (например: если послеобеденный намаз (малхбуза ламаз) переносится к обеденному (делкъа ламаз), или если ночной намаз (пхьера ламаз) переносится к вечернему (маьркIижа ламаз), то необходимо наличие трех условий:

- Обязательная последовательность между намазами (т.е совершение обеденного намаза раньше послеобеденного, а также совершение вечернего намаза раньше ночного);

- Оговаривание в первой молитве, что он собирается объединить ее с последующей;

- Cовершение второй объединяемой молитвы сразу же после окончания первой молитвы. По завершении первого намаза читают «къоамат» и сразу совершают второй намаз.

Если же объединяемая молитва откладывается назад (например: обеденный намаз (делкъа ламаз) откладывается до послеобеденного (малхбуза ламаз), или вечерний намаз (маьркIижа ламаз) откладывается до ночного (пхьера ламаз), то необходимо наличие лишь одного условия:

До истечения времени первого намаза необходимо иметь намерение отложить его совершение, чтобы совершить его, объединив со вторым намазом. Однако желательно соблюдать последовательность между намазами.

Начало сокращения и объединения намаза.

Сокращать намаз можно, после того как человек покинул пределы своего населенного пункта, с намерением совершить путешествие на расстояние не менее 81 км. И все время пока путник находится в пути (без срока продолжительности) он имеет право сокращать молитву.

Когда прекращается облегчение?

1. Если путник решил на время остановиться, прерывая свой путь, то ему запрещается сокращать намазы, если он остановился на 4 и более суток, не считая дней прибытия и отбытия. Однако, если он находится в ожидании завершения своих дел, которые каждый день откладываются на завтра, то ему разрешается сокращать в течение 18 дней. 

2. Когда путник возвращается на место постоянного проживания и пересекает то место, откуда он начал свой путь. С этого момента он считается прервавшим свой путь и обязан совершать полную молитву.

Как возместить молитву, пропущенную в пути?

Молитву, пропущенную в пути, восполняют в сокращенном виде, если она восполняется в пути, или в полном виде, в 4 ракаата если восполняется дома. 

Молитву, же пропущенную дома, возмещают в полном виде, в 4 ракаата, независимо от того, возмещается она в пути или дома.

Намерения для сокращения и объединения намазов.

Намерения, которые необходимо иметь для сокращения и объединения намазов:

обеденный намаз:

«Аз ният дир параз делкъа ламаз лоацдаь малхбуза ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

послеобеденный намаз:

«Аз ният дир параз малхбуза ламаз лоацдаь делкъа ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

вечерний намаз:

«Аз ният дир параз маьркIижа ламаз пхьера ламазаца гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».

ночной намаз:

«Аз ният дир параз пхьера ламаз лоацдаь маьркIижа ламазац гулдаь де Далла, АллоахIу акбар».


ПОСЕЩЕНИЕ МЕДИНЫ

Паломники из Ингушетии сначала посещают Медину. В Медине находится самым лучший из зияратов - зиярат на могилу Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Посещение Пророка (мир ему и благословение) является сунной для каждого человека и особенно для паломника. Паломник может совершить зиярат до совершения хаджа или после его завершения. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто совершил Хадж и посетил мою могилу после моей смерти, то он как будто посетил меня живого».

Как совершить зиярат на могилу пророка?

1. Пока длится дорога в Медину, желательно читать салават Пророку.

2. Перед посещением мечети желательно совершить полное омовение, постричь ногти, надеть чистую одежду.

3. Войдя в мечеть желательно направиться к «Равзату Шарифа», что находится между минбаром Пророка (мир ему и благословение) и его могилой, совершить там два ракаата молитвы, с намерением совершить намаз «ат-Тахият» (маьждига хьурмата). Если нет возможности совершить намаз в «Равзату Шарифа» можно совершить в любом месте в мечети.

4. Потом подходят к могиле Пророка (мир ему и благословение), поворачиваются к ней лицом, а к Кибле спиной, освободив сердце от посторонних мыслей, думая о величии того, перед кем они находятся, произносят салам Пророку (мир ему и благословение).

5. После завершения салама Пророку (мир ему и благословение), продвинувшись на полметра вправо приветствуют Абу-Бакра (да будет до-волен им Аллах).

6. Затем пройдя еще полметра вправо приветствуют Умара (да будет доволен им Аллах).

7. Паломнику в любой день, и особенно в пятницу, желательно совершить зиярат на кладбище «Бакъи1». Это священное кладбище, где похоронены многие сподвижники Пророка (мир ему и благословение). Там находится могила праведного халифа и зятя Пророка (мир ему и благословение) Усмана (да будет доволен им Аллах), дяди Пророка (мир ему и благословение) Аббаса, тети – Сафият, сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима, внука Пророка (мир ему и благословение) Хасана, имама Шамиля и т. д.

8. Также желательно посетить:

- гору Ухуд, где похоронен дядя пророка Хамза;

- Мечеть Къубаъ, построенную пророком во время переселения в Медину;

- Мечеть Къиблатайн, в которой направ-лением для намаза была сделана Кааба. До этого мусульмане совершали намаз в сторону мечети аль-Акса.

Пробыв в Медине несколько дней и посетив зияраты, паломники отправляются в Зуль-хьулайфа для вступления в состояние ихрама.

Зуль-хьулайфа является микатом для паломников едущих со стороны Медины. Микат – это место, пересекая которое паломник должен уже находиться в состоянии ихрама. Вступить же в состояние ихрама можно дома, в пути или в микате. Желательно в микате.

Здесь необходимо сказать несколько слов о способах совершения хаджа и умры.

Хадж и умру можно совершить тремя разными способами:

Ифрад - паломник сначала совершает хадж, а затем умру.

Таматту1 - паломник сначала совершает умру, а затем хадж.

Къиран - паломник совмещает обряды хаджа и умры вместе.

Самым предпочтительным является первый способ. Совершение же хаджа и умры двумя последними способами облагается штрафом: жертвоприношение в Мекке, а при отсутствии возможности жертвоприношения - соблюдение десятидневного поста, три дня в Мекке (после вступления в хадж), остальные семь дней дома.

Учитывая, что большинство паломников из нашей республики совершают хадж способом ифрад, мы рассмотрим совершение хаджа именно этим способом.

ВСТУПЛЕНИЕ В ОБРЯДЫ ХАДЖА

Вступление в состояние ихрама происходит следующим образом:

1. Желательно совершить полное ритуальное омовение, предварительно удалив с тела лишние волосы и обрезав ногти. При купании делается следующий ният: 

«Аз ният дир хьажол д1адехкара лувча».

2. После купания одевается ихрам. Для мужчин - это два куска материи, желательно белой. Для женщин – это любая одежда, которая закрывает все тело, кроме лица и кистей рук. Мужская обувь не должна закрывать пятки и пальцы ног.

3. Затем желательно совершить двухракаатный намаз. Ният для совершения этого намаза:

«Аз ният дир хьажол д1адехкара ши ракаат суннат ламаз де Лакхахиннаволча Далла. Аллох1у акбар» .

4. После совершения намаза принимается намерение для совершения хаджа или умры.

Ният для совершения хаджа:

«Аз ниятдир хьажол де, из д1аадийхкар аз Лакхахиннаволча Далла».

5. После принятия вышеприведенного намерения читается талбият:

«Лаббайка-ллох1умма лаббайка, лаб-байка ла шарика лака лаббайка, инналхьамда ванни1мата лака вал-мулка, ла шарика лака».

После вступления в хадж и до бросания камней в 10-й день месяца зуль-хиджа желательно как можно больше читать лаббайк. Мужчины будут читать вслух, а женщины - про себя.

Тот же, кто совершает хадж способом таммату1 во всех ниятах вместо «хьажол» говорит «1умрат», и вступает в состояние ихрама для совершения умры.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ ПАЛОМНИКА ДЕЙСТВИЯ

После вступления в состояние ихрама паломнику запрещается:

1. Носить сшитую одежду мужчинам (брюки, рубашку и т.д.).

Можно носить сандалии, одевать кольца, очки, слуховой аппарат, часы и пояс, в котором паломник хранит свои деньги и документы. Разрешается менять и стирать ихрам.

2. Мужчине покрывать голову.

Но можно находиться под тенью зонтика или в палатке или в машине.

3. Женщинам закрывать лицо и кисти рук.

4. Умащать волосы головы и лица.

Нельзя мазать никакое масло будь то тминное, облепиховое, оливковое, сливочное и т.д. на волосы головы и лица. Поэтому при употреблении в пищу жирного мяса и другой еды надо остерегаться дотрагиваться маслом и жиром усов и волос на подбородке. Если же масло имеет приятный запах, то им нельзя мазать не только волосы лица и головы, но и все тело.

5. Пользоваться духами или другими ароматическими средствами;

Из запрещенных к пользованию благовоний являются: амбра, миск, любые одеколоны и духи, душистые мыла и порошки, шампуни и т.д. Запрещается также использовать любые масла, соки, воды из всех ароматических цветов. Нюхать же запахи фруктов и растений можно, но нюхать аромат цветов и благовоний нежелательно.

Если паломник сознательно совершит одно из пяти перечисленных действий, то он подвергается выборочному штрафу (т.е он имеет право сам выбрать одно из следующих наказаний): это жертвоприношение, трехдневный пост или раздача шести беднякам трех сахов пшеницы (один са1 =1728 гр). Однако если запрет нарушен по незнанию, забывчивости или насильно, то штраф не платится. Но когда он узнаёт, что его действие, является запретным, он должен тут же его прекратить.

6. Стричь волосы;

Запрещается укорачивать, стричь, брить или удалять каким-то другим способом волосы с любой части тела. Также запрещается расчесывать голову расческой или чем-то иным, если это может вызвать выпадение волос. Разреша-ется мыть голову и тело, но так чтобы при этом не сорвать волос.

7. Стричь ногти;

Если же ноготь сломан, то его можно удалить и штраф не налагается.

Если паломник совершит одно из этих действий, то он также подвергается выборочному штрафу, и более того в данных видах нарушений штраф платится, даже если оно совершено по незнанию, забывчивости или насильно.(Полный штраф платится при удалении трех и более волос (ногтей).Если удален один волос (ноготь), штраф составляет один мудд (700 гр.) пшеницы, если удалено два волоса (ногтя) - два мудда).

8. Рубить или ломать деревья, растения на территории Харама

9. Охотиться;

Запрещается убивать любое дикое животное или птицу, мясо, которого можно употреблять в пищу. Также запрещается покупать или употреблять в пищу дичь харама. Убивать же таких насекомых как вши, блохи, клопы, осы, комары, мухи и т.д не запрещается.

10. Вступать в брак.

11. Вступать в интимные отношения;

12. Совершать действия, предшествующие супружеской близости. 

О размерах штрафа за совершение этих действий при необходимости можно узнать у алимов.

Все перечисленные действия не нарушают хаджа, за исключением супружеской близости. Супружеская близость нарушает хадж и облагается каффаратом (штрафом).


Памятка паломнику, совершающему хадж и умру (часть 2)

Памятка паломнику, совершающему хадж и умру (часть 3)

25 сентября 2010 го