Вопрос поднимался Министром просвещения О. Ю. Васильевой на последнем Всероссийском родительском собрании.
«У нас нет оценок в первом классе, и мне кажется, что у малышей не должно быть оценок, - сообщила Министр на Общероссийском родительском собрании. - Мотивация должна быть очень сильная, чтобы малыш учился. В первом классе оценки ни к чему хорошему не приведут. Конечно, для средней и старшей школы отметки не обсуждаются. Они нужны, потому что они четко показывают объективный уровень знаний того или иного ученика. Но вот в каком виде ставить отметки – это серьезный вопрос. При традиционной пятибалльной системе педагоги, по сути, используют лишь три отметки – 3, 4 и 5. Двойки ставят очень редко, ну а единицы не используют никогда. Вот и получается, что вариантов у учителей раз-два и обчелся», - отмечала в диалоге с родителями Министр.На практике в школах встречаются различные формы аттестации в начальной школе. Где-то отметки или иные знаки оценки ставят уже в первом классе, где-то выставляют их с определенной четверти в первом или во втором классе и т.д.
В Министерство поступают различные мнения, и не только от родительского и профессионального сообществ. Так, в частности, Министерство ознакомилось с результатами опроса, проведенного «Литературной газетой». Согласно итогам опроса, учителя старших классов подчеркивают незаменимость оценок уже с первых дней, как основной стимул в процессе обучения. Учителя младших классов напротив отмечают, что пятибалльная система оценок с первых дней тяжела для детей и подчеркивают необходимость использования других мотивирующих способов. Изучение подходов к оценкам проводится также с участием Общественной палаты Российской Федерации. 28 сентября Комиссия по развитию образования и науки Общественной Палаты Российской Федерации проводит круглый стол по обсуждению итогов общественного опроса по проблемам использования безотметочных технологий в системе общего образования, в котором приняло участие более 5 тысяч человек из разных субъектов Российской Федерации.
Министерство разделяет позицию о необходимости взвешенных подходов к системе оценок в школе, учитывающих традиции российского образования и мнение педагогического сообщества, и приветствует инициативы, направленные на изучение мнения экспертного сообщества. Данные, полученные в ходе изучения общественного мнения, будут учтены при формировании позиции Министерства. Отдельное внимание в работе будет уделено результатам соответствующих научных исследований и изучению международного опыта.