Репортаж из Пригородного района

Назначение Александра Хлопонина на должность полпреда Северо-Кавказского округа в Ингушетии и Северной Осетии восприняли как отказ федерального центра от силовых рычагов и переход к экономическим. Особенно это актуально для Пригородного района Северной Осетии, проблемы которого (после кровавого конфликта осени 1992 года между осетинским и ингушским населением) не решены до сих пор. Корреспондент ВК Павел Цороев побывал в нескольких селах Пригородного района Северной Осетии, где компактно проживают ингуши.

Минуя так называемый «черменский пост», больше напоминающий таможню на государственной границе, сразу попадаешь в крупнейший населенный пункт Пригородного района – Чермен. В средней части села компактно проживают осетины, а вокруг, в других частях - ингуши. Сейчас они интенсивно отстраиваются - то здесь, то там попадаются новенькие дома из красного кирпича. В центральной части Чермена до конфликта 1992 года ингушей было много. Сейчас дети тех, кто остался здесь, ходят в отдельную школу, которая забита до отказа – учатся в несколько смен. Для осетин работает несколько школ, но они полупустые. Парадоксальная ситуация и с трудоустройством. В селе свирепствует безработица. Те немногие ингуши, которым посчастливилось устроиться на работу, ездят в Назрань, а осетины, соответственно, во Владикавказ.

Сложная ситуация и в соседнем селе Дачное. В трехэтажной местной школе учатся только дети ингушей. Осетинские школьники из Дачного ездят учиться в село Куртат. Все собеседники ВК были едины во мнении, что такая обособленность негативно сказывается на общем развитии детей. Отвечая на вопрос, что мешает детям учиться вместе, люди называют разные причины - психологический барьер, непонимание друг друга, различные взгляды родителей на историю Осетии… Учителя посетовали на то, что ингушские ребята плохо знают русский язык. Положение усугубляется и отсутствием в селах Пригородного района детских садов. Ни один ребенок из школы Дачного ни разу в жизни не бывал в музее, зоопарке, кинотеатре, Центре осетинской культуры. До Владикавказа, где жизнь бьет ключом, рукой подать, но проблема в отсутствии транспорта и неспособности взрослы организовать такие поездок. При этом все понимают, что детям ингушей и осетин необходимо сближаться со своими сверстниками других национальностей, знать культуру друг друга, а создание анклавов только загонит проблему внутрь.

Лишь недавно все эти проблемы заинтересовали и федеральный центр, и региональных руководителей. Практически одновременно с назначением «крепкого хозяйственника» Хлопонина вице-премьер ингушского правительства Магомет-Сали Аушев провел совещание, речь на котором шла о ликвидации последствий осетино-ингушского противостояния. Как рассказал на совещании министр по связям с общественностью и межнациональным отношениям Казбек Султыгов, главы Северной Осетии и Ингушетии Таймураз Мамсуров и Юнус-Бек Евкуров подготовили и подписали программу совместных действий органов государственной власти, общественных и политических организаций по развитию добрососедских отношений на 2010 год. По словам Султыгова, программа должна послужить «локомотивом, который сдвинет в этом году процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности». Специальная целевая программа, рассчитанная на 2010-2012 годы, должна решить вопросы трудоустройства и стабилизации общественно-политической ситуации в регионе. Также разработан проект комплексной программы социально-экономического развития населенных пунктов Пригородного района и Владикавказа. Под нее выделяются приличные деньги, но точная сумма пока не названа.

Вестник Кавказа
www.vestikavkaza.ru

09:10, 03 февраля 2010 года