Курбан-Байрам

В день Курбан-Байрам следует быть радостным и веселым, приветствовать верующих, поздравлять их с праздником и желать им принятия Курбана Всевышним.

Ид-аль-адха - праздник жертвоприношения, самый значимый в исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца Зуль-Хиджжа - месяца ежегодного хаджа, и продолжается три дня.

Начиная с захода солнца накануне дня «Ид-аль-адха мусульмане громко читают такбир: «Аллах1у Акбар, Аллах1у Акбар, Аллах1у Акбар, Лаилах1а илляллах1у валлах1у Акбар, Аллах1у Акбар валиллахиль хьамд»- три раза.

«Аллах1у Акбар, Аллах1у Акбар, Аллах1у Акбар. Аллах1у Акбар кабиран вальхьамдулиллах1и касиран ва субханаллах1 и букратан ва асила».

Такбир читают и в мечетях, и дома - везде, мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца Зуль-Хиджжа.

Ночь на Курбан-Байрам желательно провести в богослужении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. Посланник Аллах1 а (мир ему и благословение Аллах1а) сказал «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему - не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если не в силах провести в богослужении всю ночь, постарайтесь в последнюю треть ночи или хоть в малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джама1атом) в мечети.

После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) произносят так: «Я намереваюсь совершить купание-сунна во имя Аллах1а»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.  

Утром, надев чистую одежду (если есть возможность, то новую), надушившись благовониями, отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. Время совершения Ид-намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда, В мечети 'Ид-намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить 'Ид-намаз и дома со своей семьей и отдельно.

САЛЯТ УЛЬ-ИД - ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-Байрам. Кто не знает, как совершается праздничный намаз, пусть совершит хотя бы обычный намаз-сунна в два ракаата, с намерением совершить праздничный намаз. Но, так как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале Ид-намаза произносят «Аллах1у Акбар», одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам во имя Аллах1а».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом ракаате семь раз произносят «Аллах1у Акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей.

После последнего «Аллах1у Акбар» читают суру «аль-Фатихьа». Во второу ракаате «Ал-лах1у Акбар» читают пять раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)

В день Курбан-Байрам режут жертвенное животное - курбан, и его мясо раздают нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника.

Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-Байрам или в последующие три дня является настоятельной Сунной, на которую наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллах1а) обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).  

Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али (Да будет доволен им Аллах1)), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих1 (поминание Аллах1а), за каждый дирхам (рубль), отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».

Благочестивые мусульмане стараются каждый год резать курбан. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие - не режут», - сказано в хадисе. Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн 'Аббас (Да будет доволен им Аллах1) рекомендует порезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное проявление покорности Всевышнему.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением.

Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову.

Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.

УСЛОВИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

  1. Необходимо, чтобы человек, непосредственно режущий животное, был мусульманином и чтобы резал с искренним намерением ради Аллах1а.

  2. Необходимо иметь перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчинам) лучше резать самим, но можно уполномочить для его совершения и другого (вакиля - представителя). Намерение следует делать так: «Я намереваюсь совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем) во имя Аллах1а». В случае, когда сделали назру (обязали себя), нийят будет таким: «Я намереваюсь совершить обязательное (назру) жертвоприношение во имя Аллах1а».

    В случае, когда режет другой, желательно присутствовать при этом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллах 1а) сказал своей дочери Фатиме (Да будет доволен ею Аллах1): «Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови приносимого в жертву животного, все твои ранее совершенные грехи прощаются».

    В случае, когда жертвоприношение совершается за другого человека, необходимо иметь его разрешение.


  3. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран - годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) - двухлетним, в третьем году жизни; верблюд - пятилетним, на шестом году жизни.  


  4. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха, но совсем беззубое или с отрезанным ухом более чем на треть животное резать нельзя, для обязательного курбана. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (сильно худое животное нельзя резать), без признаков болезни.  


  5. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца месяца Зуль-Хиджжа.


Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Резать нужно быстро, не отрывая лезвие ножа от горла животного. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.

Далее, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы читают соответствующую молитву (ду1а) и одновременно режут (за гортанью, оставляя ее в стороне головы), пищевод и обе сонные артерии.

Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование к курбану-сунна - дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закят.

Да воспримет Всевышний Аллах1 наши деяния и богослужения!  

М.Барахоев
Газета "Сердало" №186 (10310) от 26 ноября 2009 г.

00:20, 27 ноября 2009 года