Лемма Измайлова: «Несмотря на все проблемы, в целом в Ингушетии справились с ЕГЭ»
- Первая волна проходила с 26 мая по 20 июня, вторая волна – с 7 июня по 17 июня. Для участников единого государственного экзамена– выпускников текущего года, получивших на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, были установлены дни пересдач 17 июня, 20 июня, 7 июля, 10 июля, 17 июля. Кроме того, были установлены резервные дни, в которые выпускники могли сдать ЕГЭ по отдельным предметам, несданным ими в установленные дни по уважительной причине. Также в резервный день 17 июля можно было сдать любой предмет, незаявленный ранее. Это дало возможность многим выпускникам поступать на различные специальности. Продолжительность ЕГЭ по каждому предмету также определялась приказом. В ходе проведения экзамена на некоторых пунктах были отмечены нарушения, выразившиеся в несоблюдении времени, отведенного на экзамен. Особенно это касается проведения ЕГЭ по русскому языку. По моей инициативе было созвано заседание государственной экзаменационной комиссии, на котором председатель ГЭК, вице-премьер Правительства Руслан Израилович Цечоев предложил, как меру ужесточения присутствие на каждом пункте во время каждого экзамена одного из членов ГЭК. Руководители двух пунктов, где наблюдалось наибольшее нарушение по продолжительности экзамена, были отстранены. Был отстранен организатор еще на одном пункте, который в нарушение положения о ЕГЭ непосредственно помогал выпускнику при выполнении работы. Также были нередки случаи, когда выпускники пользовались телефонами. Хотя приказом определен перечень устройств и материалов, которыми разрешено пользоваться на экзамене, мобильный телефон в этот перечень не входит.
- А какое количество целевых мест получила в этом году наша республика?
- Республике Ингушетия было выделено 400 мест. Отдельно семь мест предоставила Морская академия им.Макарова в г.Санкт-Петербург, 10 мест - филиал Саратовской государственной академии права в г,Черкесске, 6 мест – Генпрокуратура РФ. Ингушский государственный университет предоставил 66 мест для целевого приёма лиц ингушской национальности, проживающих в Пригородном районе.
Количество предоставленных мест в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию было доведено до общественности через телевидение, перечень направлений был опубликован в газете «Сердало». Данным приказом рекомендовано было министерству образования направить абитуриентов с учетом конкурсной основы приёма в вузы на все предоставленные места.
Всего на целевые места приёмной комиссией были приняты документы от 836 абитуриентов. Из них в иногородние вузы поступали 591 абитуриент на 300 мест, в ИнГУ – 174 абитуриента на 100мест, из Пригородного района - 71 абитуриент на 66 мест.
На сегодняшний день все иногородние вузы приняли документы. В этом году зачисление абитуриентов будет проводиться в три этапа. С 28 июля по 3 августа, с 4 августа по 10 августа, и окончательный этап - с 21 августа.
- На Ваш взгляд, насколько объективна была приемная комиссия.
- По Положению о ЕГЭ на проверку работ отводится до шести дней. В связи с тем, что на 20 июля многие выпускники не имели на руках результатов экзаменов и некоторые места в иногородних вузах не были заполнены, заседание конкурсной комиссии было решено провести 21 июля, хотя отдельные вузы просили предоставить результаты по целевому набору 20 июля. После того как конкурсная комиссия вынесла своё решение и запротоколировала его 22 июля 2009г., результаты были доведены до абитуриентов и началась работа по формированию групп. В связи с большим количеством вузов (54) и обширной географией от Чечни до Тюмени за два дня скомплектовать группы, оформить необходимые документы и направить курьеров в вузы не представилось возможным даже физически. Приёмная комиссия работала круглые сутки. Но так как 25 июля был последний день приёма документов в федеральные вузы, кроме того это была суббота, по тринадцати вузам документы оказались доставленными не в срок. Три вуза из тринадцати в категоричной форме отказались принимать документы, вследствие чего 25 июля пришлось обратиться за помощью к исполняющему обязанности Президента Ингушетии Рашиду Яхьяевичу Гайсанову. Предвидя данную ситуацию, 23 июля я обращалась с просьбой о продлении сроков в Федеральное агентство. 27 июля было также письменное обращение в Федеральное агентство исполняющего обязанности Председателя Правительства РИ Магомеда Тумгоева. В ответ на все эти обращения 28 июля Федеральное агентство по образованию ректорам подведомственных вузов продлило срок приёма документов на целевые места для выпускников общеобразовательных учреждений Республики Ингушетия до 3 августа. Нужно отметить, что в тот же день Федеральное агентство выставило на официальном сайте ещё один документ «О продлении сроков приёма в вузы» в случае необходимости до 6 августа, что позволяет говорить о сложности проведения процедуры целевого приёма в вузы в этом году по всей России.
- Сейчас много говорят и пишут о том, что в ряде Северо-Кавказских республик были завышены баллы. Не является исключением и наша республика. Соответствует ли это информация действительности?
- Анализ информации по проверке результатов позволяет сделать вывод о том, что разговоры о завышенных баллах по ЕГЭ по Республике Ингушетия не всегда соответствует действительности. Данную информацию в своих выступлениях опровергла Любовь Николаевна Глебова – руководитель Россобрнадзора. Она отметила, что есть регионы, где результаты ЕГЭ сравнительно выше, чем в Северо-Кавказских регионах.
- Лемма Султановна, какие проблемы в сфере образования выявил ЕГЭ?
В первую очередь, конечно же, это отсутствие опыта работы приёмной комиссии по результатам ЕГЭ, так как мы его проводили впервые.
Следующей проблемой общей для всех регионов явилось то, что очень много выпускников, в числе которых и льготники, и олимпиадники, подают в большом количестве заявлений на узкий круг специальностей – это экономика, юриспруденция, медицина. И в то же время идет недобор по специальностям педагогическим и техническим. Нужно отметить, что в нашей республике в результате проделанной работы, это и выступление на телевидении, и работа непосредственно с абитуриентами в приемной комиссии все вакансии по техническим специальностям были заполнены.
Кроме общероссийских есть серьезная объективная причина, из-за которой тяжело проходила процедура целевого набора у нас в республике, это проблема только Южного федерального округа, и особенно остро эта проблема стоит в Ингушетии. У нас самое меньшее количество студентов на 10 тыс. человек населения и в республике есть только один федеральный ВУЗ, почему нам и выделяют ежегодно целевых мест больше, чем предполагается по квоте. Выделение мест, конечно, положительный момент, но мы здесь столкнулись с проблемой, когда за два дня необходимо было оформить и разослать документы абитуриентов по 54 ВУЗам, 139 специальностям в различные регионы России, включая такие отдаленные как Тюмень, Уфа. При этом нужно учесть, что из республики летает один небольшой самолет и поезд отправляется в одном направлении через 4 дня.
В дополнении к вышесказанному, хотела бы добавить, что очень высокий процент инвалидов и социальных сирот, поступающих в иногородние вузы, все еще невостребованными остаются профессии, в которых республика испытывает дефицит, – это педагогические и технические профессии. И еще, мы столкнулись с тем, что абитуриенты отказываются поступать в вузы, которые проводят дополнительные испытания. И одна из основных проблем – непонимание и неприятие, как абитуриентами, так и их родителями, условий конкурсного зачисления.
- Кроме указанных причин были объективные причины, по которым комиссия не сработала оперативно?
- Да, безусловно. Абитуриенты испытывали затруднения при оформлении заявления установленного образца. Даже абитуриенты, имеющие хорошие результаты ЕГЭ, отказывались поступать в ВУЗы, где проводились дополнительные испытания.
Дополнительные трудности создавало то, что в работу приемной комиссии активно вмешивались родители.
Были замечания и к работе самой приемной комиссии. В частности, несвоевременная организация работы ответственного секретаря с вузами по оформлению договоров, слабая техническая оснащенность работы приёмной комиссии. Из-за стесненности в помещениях работу приемной комиссии пришлось организовать в Школе-лицее г. Назрань, где нет достаточного количества компьютеров, телефона, факса, интернета, ксерокса, не хватает канцтоваров, транспорта.
Несмотря на все проблемы, перечисленные выше, считаю, что в целом мы справились с проведением ЕГЭ, а по результатам целевого приема, я думаю, что главный критерий – отсутствие вакансий, то есть кроме двух педагогических специальностей, на все выделенные места были направлены абитуриенты. А в следующем году, устранив все минусы в нашей работе, и используя опыт проведения ЕГЭ, мы постараемся провести ЕГЭ и вступительные экзамены на более высоком организационном уровне.
Беседовал М.Цуров