"Приходи свободным!"

C 2003 года он изучил материалы 19 архивов. В частности, профессором Ермекбаевым впервые озвучены интереснейшие документы, обнаруженные в Государственном архиве РК и Архиве военной и социально-политической истории России.

Появление этой книги было предопределено рядом обстоятельств, рассказывает ученый. Одно из них впечатления моего детства. Мы имели о переселенцах чеченцах и ингушах, живших рядом с нами на Кокчетавщине, противоречивые представления. Но в неофициальных беседах взрослых всегда проскальзывала мысль о несправедливом отношении сталинского руководства к людям, принудительно переселенным в Казахстан. Наши родители относились к спецпереселенцам сочувственно и по-соседски старались помочь им.

От одноклассников-ингушей я с детства слышал восторженные рассказы о Кавказе. Они говорили о своей исторической родине с восхищением и любовью и, сколько помню, всегда мечтали вернуться туда. Реально представляя вершины величавых гор, я не уставал задаваться вопросом: а почему, если вайнахи так любят свою родину, они оказались в Казахстане? Но ребята, едва я пытался их расспрашивать, пугливо замолкали.

Даже окончив университет, я не мог целенаправленно заниматься историей депортированных народов, поскольку это не приветствовалось. Возможность широко осветить их судьбы появилась лишь после распада Союза, когда открылись ранее засекреченные архивы.

Сегодня в Казахстане проживают около 50 тысяч вайнахов (30 тысяч чеченцев и 20 тысяч ингушей). Среди них два академика Султан Оздоев и Абдрахмен Курскеев, доктор геолого-минералогических наук Халит Парагульгов, заслуженный учитель республики Айшат Мальсагова, заслуженный артист республики Султан Байсултанов, немало именитых врачей и спортсменов, преуспевающих бизнесменов. Казахстан давно стал для этих людей не второй, а единственной родиной.
Знакомство с поведенческой культурой чеченцев и ингушей вызывает чувство уважения к этим народам. Моральный кодекс горцев требует от них неизменно уважительного отношения к старшим и женщинам. Вопреки общепринятому мнению, горянки вовсе не ущемлены в правах, они занимают достойное место в семье и быту. При встрече людей разных возрастов первым обязательно здоровается младший по возрасту (если разница в возрасте большая, то не за руку). Дети с отцом и близкими родственниками, особенно по материнской линии, за руку не здороваются. При встрече тот, кто богаче, всегда здоровается первым.

Семьи обычно многочисленные, малодетные редкость. Особенность менталитета чеченцев и ингушей заключается еще и в том, что родители и вообще старшие в семье прилюдно не ласкают своих детей, но это не означает, что они не любят их. Вайнахские девочки воспитываются как хранительницы очага, а мальчики в духе мужественности, стойкости. Замечено, что у кавказских народов мальчики рано взрослеют. Одна из причин этого, на мой взгляд, заключается в том, что их всегда называли полными именами. Магомед, Орби, Абдулла...

Чеченцы и ингуши единственные в мире этносы, приветствие которых начинается не с интереса о состоянии здоровья и дел, а с необходимости свободы личности. Издревле вайнахи приветствовали друг друга словами "Приходи свободным", "Иди свободным".

Здоровый образ жизни на Кавказе также испокон веков был в почете. Среди чеченцев и ингушей фактически нет пьющих и ведущих аморальный образ жизни. Старшее поколение давно обратило на себя внимание всего мира своим удивительным долголетием. Старость у вайнахов обычно очень красивая, среди людей почтенного возраста, как правило, не встретишь согбенных стариков.

Среди прочих причин этому в немалой степени способствовала набожность. Большинство вайнахов в обязательном порядке, где бы они не находились в гостях или в пути совершают пятикратный намаз, а это, как известно, хорошая гимнастика для тела. И, разумеется, правильное питание в пище горцев преобладают свежие мясо-молочные и овощные продукты.

Очень высок моральный дух народа: вайнахи не утратили такого обычая, как помощь овдовевшим женщинам, больным и сиротам. Традиционна, например, помощь в строительстве дома всем миром и разрешении конфликтных ситуаций старейшинами.

Многие упрекают вайнахов в воинственности. Но и этому есть объяснение. Благодатный край, где они испокон веков жили, всегда ставил их перед необходимостью защищать свои земли от посягательств внешних врагов. Искренне надеюсь, что мои исследования будут способствовать тому, чтобы сломить заскорузлые стереотипы...

Галия ШИМЫРБАЕВА, газета "Казахстанская правда", 131-133 (25875-25877), 29 мая 2009 г.

12:43, 15 июля 2009 года