Владимир Сластенин представил Народному Собранию Ингушетии результаты работы Правительства за отчетный период

AF3I3176_новый размер (1).jpg

                                                                         Уважаемый Махмуд-Али Макшарипович!

                                                                          Уважаемые депутаты и приглашенные!

Подведение итогов 2019 года и обсуждение задач на текущий год планировались по сложившейся традиции в апреле, но пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы, затронув все отрасли экономики и социальной сферы, жизнь каждого отдельного человека.

Хотел бы отметить, что эта ситуация складывалась в целом в непростой для республики период.

Отчетный 2019 год ознаменовался сменой управленческой команды республики – был избран новый глава и полностью обновлен состав Правительства.

В республике требовались не только кадровые перемены, но и изменения в структуре исполнительных органов государственной власти, с учетом чего было принято решение об образовании пяти новых комитетов – молодежи, туризма, государственного заказа, финансового контроля, архитектуры и градостроительства.

Главный приоритет, который был обозначен Главой перед Правительством – это своевременное и эффективное выполнение мероприятий национальных проектов.

Данная задача Правительством выполнена.

Общий бюджет региональных проектов в 2019 году составлял 6,1 млрд рублей, которые освоены в полном объеме.

Для реализации Указа Президента на 2020 год подписано 34 соглашения о предоставлении средств из федерального бюджета на сумму 7,3 млрд рублей на условиях финансирования регионального бюджета. Запланировано более 150 мероприятий, из них 29 объектов капитального строительства.

С обязательствами на освоение свыше 7 млрд рублей на этапе перехода к активной фазе исполнения региональных составляющих национальных проектов мы вместе со всей страной вошли в режим ограничений, обусловленных распространением COVID-19.

Все имеющиеся ресурсы – административные, финансовые и людские – были аккумулированы на борьбу с пандемией.

Касаясь вопроса финансовых инструментов, хотел бы отметить, что мы столкнулись с коронавирусной инфекцией, имея крайне неблагоприятную бюджетную ситуацию, обусловленную наличием кредиторской задолженности, которая образовывалась, начиная с 2015 года, в размере 4,3 млрд рублей, фактического дефицита в размере – более 2 млрд рублей. При этом, как вы знаете, бюджет региона, начиная с середины 2019 года исполняется по перечню первоочередных расходов, утвержденных Минфином России, с казначейским сопровождением.

В этих условиях, несмотря на угрозу ухудшения экономической ситуации, приоритет был отдан жизни и здоровью людей.

AF3I3256_новый размер (1).jpg

Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции под председательством Главы было принято решение о введении в регионе с 17 марта режима повышенной готовности, в соответствии с которым:

запрещалось проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий;

приостанавливалось:

– проведение досуговых, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан;

– работа ресторанов, кафе и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос и доставки заказов, объектов розничной торговли, салонов красоты и целого ряда других объектов и др.

Основной удар на себя, как и во всем мире, приняла система здравоохранения.

Очень важное значение для нас имел обмен опытом. По рекомендации рабочей группы Государственного совета Российской Федерации еще на начальном этапе распространения коронавирусной инфекции мы зарезервировали под COVID-19 в 4 раза больше медицинских коек, чем было рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения.

Так, для оказания помощи больным на базе 6 учреждений здравоохранения были перепрофилированы и развернуты 1027 коек, из них 581 – обеспеченны кислородом и 71 – реанимационные. В настоящее время в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России, а также учитывая эпидситуацию, количество коек сокращено до 400.

Для обсервации мы открыли 4 учреждения на 455 коек: основные – 85 коек, резервные – 370 коек.

Создали резерв лекарственных препаратов на период до 30 дней, средств индивидуальной защиты – на период до 45 дней.

На момент начала пандемии в наличии имелось 96 аппаратов ИВЛ, сегодня их 113, из которых 61 аппарат задействован под COVID-19. Также задействовано 6 аппаратов компьютерной томографии, исследования проводятся круглосуточно.

Тестирование проводится в 7 лабораториях, а первоначально в одной.

AF3I3284_новый размер (1).jpg

Хочу выразить благодарность федеральному центру за помощь, оказанную республике в этот непростой период.

По инициативе Президента Российской Федерации в республике работала группа медицинских работников из Москвы, которая помогала нашим врачам, также была оказана гуманитарная помощь.

Из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены средства на оснащение медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в размере 200 млн рублей, которые направлены на закупку медицинского оборудования и инвентаря. В рамках централизованной поставки получено 10 автомобилей скорой медицинской помощи класса С, 10 аппаратов искусственной вентиляции легких.

Мы в числе первых регионов страны в полном объеме и своевременно обеспечили выплаты работникам системы здравоохранения за счет финансовой поддержки, оказанной регионам по поручению Президента страны. На эти цели республике выделен 481 млн рублей.

Для поддержания режима самоизоляции была развернута масштабная информационная и санитарно-просветительная работа, в том числе посредством средств массовой информации, по разъяснению правил поведения в условиях пандемии, которая продолжается и сегодня. Сотрудниками Роспотребнадзора и муниципалитетов проводились рейдовые мероприятия за соблюдением требований санитарных норм и правил.

2242 медицинских работника задействованы в республике в борьбе с коронавирусной инфекцией – это не только занятые в специализированных клиниках, но и сотрудники скорой помощи, поликлиник. Более 200 человек получили федеральные награды за особые трудовые заслуги, высокий профессионализм, проявленные в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Хочу поблагодарить всех наших медработников за мужественную и самоотверженную работу, а также выразить благодарность сотрудникам правоохранительных, транспортных и коммунальных служб, – всем профессионалам, которые обеспечили в это непростое время бесперебойную работу систем жизнеобеспечения республики.

Касаясь итогов работы в сфере здравоохранения прошлого года, необходимо отметить сохранение положительной тенденции в сфере демографической ситуации. В республике фиксировалась самая низкая смертность в Российской Федерации (умерших на 1000 населения: РИ – 3,0, РФ – 12,3), одни из лучших показателей по рождаемости (родившихся на 1000 населения: РИ – 16,4, РФ – 10,1) и естественному приросту (РИ – 13,4 на 1000 населения, РФ – убыль 2,2). Наблюдается снижение младенческой смертности на 4,8 %.

Показатель продолжительности жизни составил 83,4 года, в среднем по стране – 73,7.

Для устранения дефицита в кадрах реализовывалась программа «Земский доктор», по которой 25 медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, осуществлены единовременные компенсационные выплаты в размере 1 миллиона рублей.

По национальному проекту «Здравоохранение» установлены 84 единицы современного оборудования в детских больницах и детских поликлинических отделениях, сердечно-сосудистом и онкологическом центрах.

В рамках развития инфраструктуры здравоохранения введены в эксплуатацию два фельдшерско-акушерских пункта в сельских поселениях Джейрах и Армхи, построенных в рамках национального проекта. Получены 42 единицы автомобилей скорой медицинской помощи

В текущем году запланирован ввод поликлиники на 300 посещений в смену в г. Сунже, психоневрологического стационара в с.п. Плиево, врачебной амбулатории в с.п. Троицкое.

AF3I3214_новый размер (1).jpg

У нас остро стоит вопрос необходимости строительства многопрофильной больницы, новых типовых зданий для размещения Малгобекской районной больницы и поликлиники в г. Карабулаке. По всем этим объектам ведется работа с федеральными органами власти.

Ключевую роль в сохранении социальной стабильности обеспечили меры поддержки семей с детьми и безработных граждан, принятые на федеральном уровне.

Так:

ежемесячные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно получают свыше 18 тысяч семей на 29 тысяч детей. Всего по расчетам право на получение указанных выплат в регионе имеют 45 тысяч семей;

ежемесячные выплаты на каждого ребенка в возрасте до трех лет в апреле – июне 2020 г. в размере 5 тысяч рублей получили 22 тысячи получателей;

единовременная выплата на каждого ребенка семьям, имеющим ребёнка от 3 до 16 лет, по 10 тысяч рублей – около 50 тысяч получателей на 112 тысяч детей;

единовременные выплаты в размере 10 тысяч на каждого ребенка в возрасте до 16 лет – 61 тысяча получателей на 134 тысячи детей.

Мы в начале текущего года начали большую работу по переводу социальных выплат на банковские карты. Сегодня пособия по уходу за детьми до 1,5 лет (7,2 тыс. получателей) у нас полностью выплачиваются через кредитные организации.

Также переведены на банковские карты выплаты ежемесячных пособий на детей свыше 12 тысяч получателей. Таким образом, у нас сегодня из 47 тысяч получателей данного вида соцподдержки 26 тысяч получают выплаты через банковские организации, почтовые отделения – 21 тысяча.

В складывающихся условиях очень важно было принять меры по преодолению экономических последствий, вызванных распространением коронавирусной инфекции.

Был сформирован перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность, проводился их еженедельный мониторинг.

Выделили организации, осуществляющие деятельность в 20 отраслях, которым было разрешено продолжить функционирование при условии соблюдения всех действующих норм и правил.

Утвердили План первоочередных мероприятий по обеспечению социальной стабильности и устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции, в соответствии с которым совместно с депутатами Народного Собрания приняли закон, предусматривающий ряд налоговых льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции. Законом, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля по 30 сентября текущего года, предусмотрено:

– снижение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при применении патентной системы налогообложения в два раза;

– установление налоговой ставки в размере 1 % по налогу на имущество для отдельных организаций в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

– освобождение от уплаты транспортного налога субъектов малого и среднего предпринимательства;

– установление налоговой ставки в размере 0 % для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и впервые зарегистрированных после 1 января 2020 г., если основным видом деятельности налогоплательщика является один из видов деятельности, включенных в сферы деятельности наиболее пострадавших отраслей экономики;

– снижение ставок по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства до 3 % при объекте налогообложения «доходы» и до 7 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы».

Также в соответствии с распоряжением Правительства Республики предоставлена:

– отсрочка уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества за апрель – июнь 2020 г. на срок, предложенный арендаторами – субъектами малого и среднего предпринимательства, но не позднее 31 декабря 2021 г.

– освобождение арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды деятельности в сфере авиаперевозок, аэропортовой деятельности, автоперевозок, культуры, организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, организации конференций и выставок, бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), от уплаты арендных платежей по договорам аренды государственного имущества за аналогичный период.

Также своим актом рекомендовали заказчикам республики осуществить закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее чем 30 процентов совокупного годового объема закупок.

AF3I3306_новый размер (1).jpg

На докапитализацию региональной микрофинансовой организации привлечена субсидия в размере 81 млн рублей.

В соответствии с решениями, принятыми правительством страны, гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г., в апреле - июне 2020 г. пособие по безработице устанавливается в размере 12 130 рублей.

Гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в указанный период увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка.

Численность уволенных с 1 марта 2020 и обратившихся в центры занятости по республике составила 1142 чел., из них 672 человека имеют 2 тысячи детей в возрасте до 18 лет.

Несмотря на то, что фактически количество уволенных в период пандемии составляет чуть больше одной тысячи человек, в течение последних трех-четырех месяцев у нас произошел резкий рост регистрируемой безработицы. Так, если на конец 2019 года регистрируемая безработица составляла 9,2 %, на 1 марта – 8,7 %, первое полугодие мы завершили с показателем 13,8 % – это 35 тысяч зарегистрированных безработных.

Этот рост обусловлен увеличением размера выплат по безработице, но мы прогнозируем, что после завершения дополнительных выплат, показатель пойдет на спад.

Тем не менее, показатель общей безработицы остается высоким. Конец 2019 года завершился на уровне 26,4 %, сегодня он на уровне 30,2 %.

Высокий уровень безработицы является одной из причин высокого уровня бедности в республики. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет свыше 30 процентов. При этом перед республикой стоит задача сократить данный показатель к 2025 году до уровня 13,4 процента. Для решения этой задачи прежде всего необходимо повышать доходы населения.

По итогам отчетного года у нас наблюдалась положительная динамика по уровню средней заработной платы и денежным доходам населения – рост 7,2 и 4 процента соответственно.

Помимо объективных причин, высокий уровень безработицы также обусловлен теневой занятостью.

Именно по причине теневой занятости наши предприниматели не смогли в полной мере воспользоваться мерами поддержки, принятыми на федеральном уровне в период распространения COVID-19.

Так, например, субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г. получили только 600 предпринимателей на 1000 сотрудников.

Здесь речь идет о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, могли получить по 12 тысяч рублей на каждого работника, если они сохраняли количество занятых работников на уровне марта 2020 года.

Полагаю, многие предприниматели сделают необходимые выводы из сложившейся ситуации.

Со своей стороны, с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации, мы максимально активизируем работу комиссий по легализации объектов налогообложения. От их работы в немалой степени зависит пополнение бюджета, состояние которого, как сказал в начале своего выступления, непростое.

Начиная с 2015 года бюджет республики исполняется с большим объемом кредиторской задолженности, которая достигла 4,9 млрд рублей на 1 января 2020 года.

AF3I3194_новый размер (1).jpg

Причиной сложившейся ситуации, помимо недоработок при планировании и исполнении республиканского бюджета, является необходимость исполнения возложенных на регион дополнительных полномочий по решениям, принятым на федеральном уровне, без соответствующего финансового обеспечения, в их числе:

рост расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые выросли в два раза с 2013 года;

ежегодная нагрузка на бюджет с связи с исполнением обязательств на доведение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до уровня, установленного «майскими указами».

Содержание вновь вводимых учреждений социальной сферы обходится республике 4 млрд рублей. К 2025 году в рамках реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации в республике планируется ввести в эксплуатацию 95 объектов, на содержание которых по предварительной оценке потребуется 2,6 млрд рублей.

Только благодаря поддержке из федерального бюджета в прошлом году удалось выполнить обязательства по оплате труда работников бюджетной сферы и уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Иные обязательства (такие как меры социальной поддержки) исполнены частично, либо не исполнены вовсе, что оказывает негативное влияние на социальную и общественную ситуацию в республике.

В связи с мерами, принимаемыми кредиторами по взысканию задолженности, в текущем году решениями судов более 70 раз были заблокированы лицевые счета исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия, в том числе Минобрнауки Ингушетии (200 подведомственных государственных учреждений) и Минздрава Ингушетии (35 подведомственных государственных учреждений.

Несмотря на это мы не допустили срыва исполнения социальных обязательств – более 10 тысяч работников сферы образования и здравоохранения своевременно получили полагающиеся выплаты.

За счет экономии средств нами проведена работа по покрытию кредиторской задолженности прежних периодов по социальным расходам, таким как:

– меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг реабилитированных лиц, многодетных семей, ветеранов ВОВ и ветеранов труда, а также специалистов села. На указанные цели направлено порядка 220 млн рублей. Для полного погашения задолженности по указанным обязательствам предстоит направить еще 260 млн рублей;

– компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском саду – 29 млн рублей (долги только за 2017 год);

– организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков за 2019 год – 34 млн рублей.

Кроме того:

– 380 млн рублей направлено на исполнение решений налоговых служб по задолженности по страховым взносам, сложившейся после 1 августа 2019 года;

– более 55 млн рублей выделено на исполнение порядка 190 судебных актов, предъявленных к учреждениям бюджетной сферы по задолженности перед поставщиками товаров, работ и услуг, в том числе около 30 млн рублей по оплате задолженности медицинских организаций за предметы медицинского назначения и медикаменты.

Бюджет 2020 года также сформирован с дефицитом в размере более 2 млрд рублей, реальные доходы бюджета не покрывают расходы.

Общий объем мобилизуемых на территории региона налогов, сборов и страховых взносов по итогам 2019 года составил 9,3 млрд рублей с ростом 22 %. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики по итогам отчетного года составили всего 4,4 млрд рублей, при этом 58 % всех поступлений приходится на налог на доходы физических лиц.

Исходя из вышеизложенного, первоочередная задача, которая стоит перед правительством, – обеспечить увеличение доходов республиканского бюджета.

Здесь у нас два основных направления работы (как было сказано) – легализация объектов налогообложения и развитие реального сектора экономики.

AF3I3283_новый размер (1).jpg

В целях выявления скрытых источников налогообложения и расширения налоговой базы в ноябре прошлого года совместно с Управлением налоговой службы по республике утвержден и реализуется план мероприятий. По итогам 2020 года объем налоговых и неналоговых доходов планируется на уровне 6 млрд рублей с ростом 35,8 %.

Мы понимаем, что существующие темпы прироста доходов бюджета недостаточны для обеспечения финансовой самостоятельности республики, требуется развитие производственного комплекса.

Промышленный комплекс республики показывает хорошую динамику: 2019 год завершен с приростом 13,1 % – это первое место по Северо-Кавказскому округу по темпам роста и 4 по Российской Федерации.

Рост отмечен как по добыче полезных ископаемых (2,1 %), так и по обрабатывающим отраслям (10,1 %).

В сфере обрабатывающих производств очень хорошую динамику показывает пищевая промышленность (увеличение на 60,4 %), производство одежды выросло в пять раз, обработка древесины и производство изделий из дерева – на 49,6 %, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – на 95,1 %.

Объем отгруженной продукции вырос на 34,6 % до 7 млрд рублей.

По итогам первого полугодия, несмотря на сложности, обусловленные пандемией коронавирусной инфекции, нам удалось сохранить положительные тенденции развития промышленного комплекса. Рост индекса промышленного производства составил 10,2 %, объем отгрузки продукции вырос на 5,2%.

В прошлом году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» началось строительство трех промышленных предприятий:

завода алюминиевых сплавов мощностью до 10 тыс. тонн продукции в год (инвестор ООО «ЗАС РИАЛ», стоимость проекта 398,8 млн руб.);

завода по производству детских санитарно-гигиенических средств (инвестор ООО «БЕСТ БРЕНД», стоимость проекта 762,9 млн руб.);

лесоперерабатывающего комбината (инвестор ООО «ЛПК «МУЖИЧИ», стоимость проекта 319,6 млн руб.).

Данные проекты будут реализовываться за счет средств инвесторов и бюджетных средств. В республике ранее при участии государства и бизнеса реализован ряд проектов, и, как показывает практика, такая форма взаимодействия является наиболее эффективной.

С участием инвесторов планируется обеспечить возобновление работы 11 простаивающих предприятий, построенных в разное время за счет государственных средств. Уже имеется ряд договоренностей.

Так, инвестором на базе завода электродвигателей малой мощности планируется организовать производство обуви, чулочно-носочных изделий, полипропиленовых крышек и ручек.

Необходимая законодательная база для привлечения инвестиций в республику создана. В прошлом году принят закон Республики Ингушетия «Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия», действует целый ряд нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление инвесторам налоговых и иных преференций.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата республика поднялась на 10 позиций – с 72 позиции на 62.

Объем внебюджетных инвестиций по итогам отчетного года составил 13,7 млрд рублей с ростом к 2018 году на 4,6%.

Завершена реализация двух крупных инвестиционных проектов:

при поддержке Корпорации развития малого и среднего предпринимательств в г. Назрани построен торгово-производственный комплекс «Строймаркет»;

с участием Корпорации развития Северного Кавказа в Сунженском районе реализован проект строительства первой очередь промышленного тепличного комплекса площадью 10 га АО «Агрокомплекс «Сунжа».

Также планируется реализация второй очереди проекта по строительству теплиц на площади 22 га. Данный вопрос сейчас прорабатывается с участием Минэкономразвития России и Корпорации развития Северного Кавказа.

Реализация указанного проекта внесет значительный вклад в развитие сельскохозяйственной отрасли, в том числе перерабатывающей пищевой промышленности.

AF3I3344_новый размер (1).jpg

В 2019 году сельским хозяйством произведено продукции на 10,8 млрд рублей, что соответствует уровню 2018 года.

Производство мяса выросло на 7,2 %, молока – 9,2 %, яиц – 18,5 %. Увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 2,8 %, овец и коз – 9 %.

При этом в связи с гибелью сельскохозяйственных культур от суховеев, почвенной и атмосферной засухи отмечается снижение объемов выпуска продукции растениеводства по всем основным позициям. Валовой сбор зерновых сократился на 55,5 %, кукурузы – на 53,6 %, подсолнечника – на 94,1 %, картофеля – на 11,5 %.

При этом у нас идет хороший рост по сбору овощей на 41,5 % и плодов – 23,2 %.

В текущем году показатели выпуска сельскохозяйственной продукции держатся на уровне прошлого года, с небольшим приростом на 0,8 %.

В рамках национальных проектов по направлению сельского хозяйства реализуются два региональных проекта – «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Экспорт продукции АПК».

Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» предусматривает развитие малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, с предоставлением государственной поддержки крестьянским фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. В прошлом году финансовую поддержку получили 168 фермерских хозяйств, 3 сельскохозяйственных потребительских кооператива. На 2020 год предусмотрена господдержка в размере 66 млн рублей.

Проект «Экспорт продукции АПК» предполагает создание единой отраслевой системы продвижения и позиционирования региональной сельскохозяйственной продукции. За 2019 год нашими производителями экспортировано 9,4 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции на сумму 2,2 млн долл. США. За первое полугодие 2020 года экспортировано 2 тыс. тонн на сумму 500 тыс. долл. США.

Как показывает практика, прямое государственное финансирование не обеспечивает запланированный эффект, в связи с чем последние годы мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства реализуются посредством оказания информационной, методологической, гарантийной поддержки.

Создан центр «Мой бизнес», объединяющий на единой площадке имеющиеся в республике организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в который вошел в том числе образованный в 2019 году центр поддержки экспорта, основными функциями которого являются оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки предпринимателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и содействие их выходу на международные рынки.

По итогам года численность субъектов малого предпринимательства увеличилась на 9,2 процента по сравнению с 2018 годом и составила 4730, среднесписочная численность работников выросла на 13,6 % (4873 человек).

Значимая роль в развитии экономики региона отводится последние годы отрасли туризма.

Несмотря на положительную динамику развития данного сектора (туристической поток за пять лет вырос более чем в 4 раза и в 2019 году составил 130 тысяч), его доля в валовом региональном продукте по оценке составляет всего около 1 процента, по стране – 3,4 процента валового внутреннего продукта.

Увеличение туристического потока требует дальнейшего развития туристической инфраструктуры и главным образом всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Архми», где инвестором за счет собственных средств введен в эксплуатацию ряд объектов спортивной и развлекательной инфраструктуры. Вместе с тем проект создания курорта «Армхи» предусматривал участие средств федерального бюджета. Данный вопрос остается до настоящего времени нерешенным, работа в данном направлении является ключевой задачей правительства в сфере развития туризма.

В 2019 году в рамках развития туристической инфраструктуры дополнительно открыт медицинский центр санаторно-курортного направления «Синай», также проведена работа по техническому перевооружению канатной дороги.

AF3I3275_новый размер (2).jpg

К факторам, сдерживающим развитие туризма, необходимо отнести и необходимость получения иностранными туристами дополнительного разрешения, срок рассмотрения которого составляет более 30 рабочих дней.

Для решения данной проблемы было бы целесообразно:

инициировать единый пропуск на территории СКФО для посещения туристских объектов, расположенных в пределах пограничных зон;
максимально сократить сроки выдачи пропусков для иностранных граждан, приезжающим с туристическими целями;
Решение этой проблемы было изначально обозначено Главой в качестве приоритетного и стратегически важного направления деятельности. Правительство при поддержке Главы ведет работу в федеральных органах власти в целях привлечения средств федерального бюджета на решение проблем системы водоснабжения, однако вопрос осложняется по причине значительного объема требуемых средств.

рассмотреть возможность выдачи одноразового пропуска при въезде в пограничную зону со сроком на один день.

Просил бы депутатов подключиться к проработке путей решения данной проблемы.

Туризм является приоритетным направлением развития, реализация запланированных мероприятий позволит диверсифицировать экономику, образовывая отрасли, которые обслуживают индустрию туризма, обеспечив рост занятости, доходов населения и налоговых поступлений.

Необходимым условием развития туризма, экономики и обеспечения комфортной жизнедеятельности жителей республики является создание безопасной и качественной дорожной инфраструктуры.

Общий объем финансирования дорожного комплекса в отчетном году составил 1,1 млрд рублей, в таком же объеме запланированы инвестиции и в 2020 году. Построено, реконструировано и отремонтировано 37 километров автомобильных дорог, план на текущий год – 63 километра.

Объем финансирования мероприятий в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» составил 278 млн рублей, досрочно завершена реконструкция 12 километров автодорог, что позволило снизить количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Также для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах установлено дополнительно 29 камер наблюдения.

Хотел бы отметить использование новых технологий при проведении дорожных работ, среди которых использование доломитовой муки. Вдоль общеобразовательных и дошкольных учреждений установлены светофорные объекты с искусственным освещением на солнечных батареях.

Удельный вес автомобильных дорог за 2019 год сократился на 4,3 процента и в настоящее время составляет 41,6%, по итогам 2020 года планируется выйти на показатель 36,4 %.

Общий объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2019 году, составил 16 млрд рублей, сохранившись на уровне 2018 года, при этом объем ввода жилья снизился на 14 % и составил 202 тысячи квадратных метров.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» в муниципальных образованиях завершено благоустройство 47 общественных территорий, в текущем году будет благоустроено еще 43 общественные территории. Всего до 2024 года подлежит благоустройству 190 территорий.

Объем валового регионального продукта по прогнозу составил 58 млрд рублей, увеличившись на 0,8 %. Наибольший удельный вес в структуре приходится на государственное управление, далее следуют промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Сектор государственного управления в последние годы сокращается, но недостаточными темпами.

Валовой региональный продукт на душу населения составил по прогнозу 114,9 тыс. рублей, рост – 2 % к уровню 2018 года. Несмотря на положительную динамику, необходимо отметить, что данный показатель значительно ниже среднероссийского уровня, республика находится на 82 месте среди субъектов Российской Федерации по уровню ВРП на душу населения.

В регионе функционирует 129 школ, в 74 организациях обучение проводится в две смены, в 55 – в одну. В школах, мощность которых рассчитана на 53 тысячи учеников, фактически обучается свыше 80 тысяч детей. Таким образом, дефицит посадочных мест в общеобразовательных организациях составляет 28 тысяч.

В ветхом состоянии находятся 27 школ, в которых обучается 6,7 тысяч учеников.

В 2019 году в республике построено и реконструировано 4 школы, в текущем году – 2.

Ведется строительство (реконструкция) еще 12 школ, до конца года запланирован ввод 10 школ (г. Назрань – 2, г. Карабулак – 2, г. Магас – 1, с. п. Яндаре – 2, с. п. Плиево – 1, с. п. Средние Ачалуки – 2).

AF3I3183_новый размер.jpg

При этом в связи с ежегодным увеличением на 4 – 5 тыс. человек количества учащихся, даже с учетом запланированных к строительству школ, по прогнозу к 2025 году дефицит посадочных мест составит около 22 тысяч. Для ликвидации дефицита ученических мест и перевода общеобразовательных организаций на односменный режим обучения, необходимо дополнительное строительство на период до 2025 года 30 школ по 720 ученических мест.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» в школах создано 17 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», которые оснащены современным высокотехнологичным оборудованием. Площадки используются для развития научно-технического, инженерного мышления и современных направлений творчества. В 2020 году будет создано еще 42 подобных центра.

В 2019 году для общеобразовательных учреждений выделено 50 единиц школьного автотранспорта.

Не в полном объеме обеспечены общеобразовательные учреждения республики условиями для организации горячего питания обучающихся. Из 121 школы дневного пребывания 45 имеют пищеблоки и столовые, соответствующие требованиям, 47 пищеблоков нуждаются в проведении ремонтных работ, а также в дооснащении и обновлении оборудования, в 29 организациях, расположенных в старых, приспособленных зданиях 1950 – 1960 годов постройки, пищеблоки и столовые отсутствуют. Здания этих организаций нуждаются в реконструкции – пристройке пищеблоков. Для организации питания в указанных школах оборудованы помещения, питание будет осуществляться путем подвоза.

У нас функционирует 70 дошкольных образовательных организаций, из них 19 расположено в приспособленных помещениях 1930 – 1970 гг. постройки, в 14 сельских поселениях вообще отсутствуют детские сады.

Несмотря на меры, принимаемые по обеспечению доступности дошкольного образования, проблема дефицита мест в детских садах остается актуальной.

Общая численность детей в возрасте от 0 до 7 лет включительно в республике составляет 72 тысячи, в том числе детей в возрасте от 3 до 7 лет 37 тысяч.

Охвачены дошкольным образованием 17,2 тысяч детей в возрасте от 0 до 7 лет или 42 % и 15,9 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет (38,8 %).

Численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях, составляет 12 тысяч человек.

В 2019 году в республике построено 8 детских садов, в 2020 году – 7 детских садов. Ведется строительство 16 детских садов, в том числе вводные 15 (г. Назрань - 2, г. Карабулак – 1, г. Магас – 1, с.п. Яндаре – 1, с. п. Плиево – 1, с. п. Троицкое – 1, с. п. Али-Юрт – 1, с. п. Инарки – 1, с. п. Галашки – 1, с. п. Альтиево – 1, с.п. Зязиков-Юрт – 1, г. Сунжа – 1, с. п. Гамурзиево – 1).

С учетом положительной демографической ситуации в дошкольном образовании необходимо создать еще свыше 4 тысяч дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет мест (20 детских садов).

Дополнительные образовательные программы в настоящее время реализуют 34 организации. Охват детей и молодежи от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 71 %. На базе Центра образования г. Магаса функционирует республиканский детский технопарк «Кванториум» с общим охватом до 800 человек.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году в 120 организациях предусматривается создать более 8000 мест и охватить дополнительным образованием около 50 тысяч учащихся. Кроме того, в 28 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, планируется создать условия для занятий физической культурой и спортом.

В целях развития физической культуры и спорта, оздоровления населения и пропаганды здорового образа жизни в республике в 2019 году проведено 127 спортивно-массовых мероприятий.

Участвуя во всероссийских, международных и зональных соревнованиях в 2019 году спортсмены из республики завоевали 251 золотую, 192 серебряных и 248 бронзовых медалей.

В настоящее время в регионе функционирует 380 различных спортивных сооружений, по показателю обеспеченности спортивными сооружениями республика занимает последнее место в СКФО.

AF3I3344_новый размер.jpg

Одной из целей национальной программы в сфере демографического развития является увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2024 году до 55 %.

Вместе с тем в настоящее время доля населения республики, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет всего 21,6 % или 96 тыс. человек.

В отчетном году в рамках развития материальной базы системы спорта реализованы следующие мероприятия:

строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в сельском поселении Сагопши и в г. Назрани;

создание футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками;

закупка спортивно-технологического оборудования для создания 2 малых спортивных площадок;

адресная финансовая поддержка организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд РФ;

закупка спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва;

Также завершено строительство плавательного бассейна в г. Магасе.

В 2020 году в соответствии с региональным проектом «Спорт-норма жизни» реализуются следующие мероприятия:

строительство и реконструкция республиканского спортивно-тренировочного центра «Мужичи»;

поставка комплекта футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками;

закупка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок;

закупка спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва;

адресная финансовая поддержка организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Кроме того, в целях развития спортивной инфраструктуры с 2022 по 2024 годы в рамках национального проекта на территории республики запланировано строительство 14 физкультурно-оздоровительных комплексов (в сельских поселениях Сурхахи, Экажево, Барсуки, Гази- юрт, Инарки, Алкун, Алхасты, Новый Редант, Кантышево, Нижние Ачалуки, городах Карабулаке, Сунже, Назрани, Магасе), а также 50 многофункциональных спортивных площадок.

Также необходимо обеспечить развитие игровых видов спорта в сельской местности путем строительства игровых площадок шаговой доступности, площадок для занятий воркаутом.

В случае включения указанных мероприятий в каждом населенном пункте региона будет построена многофункциональная спортивная площадка.

Всего на реализацию мероприятий регионального проекта в сфере физической культуры и спорта до 2024 года предполагается финансирование в размере свыше 3 млрд рублей.

Завершившийся 2019 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом театра.

В республике в рамках Года театра проведено более 100 мероприятий, которые посетили 20 тысяч зрителей. Состоялись гастроли в субъектах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья, театральные премьеры, творческие коллективы приняли участие в престижных международных фестивалях и конкурсах.

Общее количество посещений культурно-массовых мероприятий составило 747 тысяч человек с положительной динамикой к уровню 2018 года.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» построено шесть домов культуры (сельские поселения Плиево, Южное, Средние Ачалуки, Вежарий, Чемульга, Берд-Юрт), созданы два виртуальных концертных зала, что дает возможность расширению проводимых культурных мероприятий и развитию всего направления.

В 2020 году запланировано строительство и реконструкция домов культуры в сельских поселениях Нестеровское, Экажево, Алхасты.

В отчетном году совместно с депутатами Народного Собрания был принят стратегически важный документ для отрасли – закон «О нематериальном культурном наследии в Республике Ингушетия» (№ 28-РЗ от 06.09.2019), регулирующий отношения в области выявления, сохранения, изучения, использования и популяризации объектов нематериального культурного наследия.

В 2020 году отмечается 250-летие единения Ингушетии с Россией.

У нас запланирована обширная программа юбилейных мероприятий, посвященных данной памятной дате, которая включает большое число социально-культурных проектов и мероприятий по сохранению исторического и духовного наследия. Ведется работа по выпуску художественно-документального фильма, посвященного 250-летию единения Ингушетии с Россией, в котором будет отражена история Ингушетии.

Очень важно, чтобы такие памятные и важные даты увековечивались и последующие поколения свою историю не забывали.

В сфере экологии и природных ресурсов в 2019 году в рамках федерального проекта «Чистая страна» ликвидированы 2 несанкционированные свалки в сельском поселении Нестеровское и городе Назрани общей площадью 19 гектаров, чем улучшены экологические условия проживания 150 тысяч человек.

В 2021 – 2022 годах предусматривается ликвидация свалки в городе Малгобеке площадью 24 гектара и городе Карабулаке площадью 15 гектаров.

Также в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана и защита окружающей среды» мы планируем ликвидировать все остальные свалки, расположенные в населенных пунктах республики.

По федеральному проекту «Сохранение уникальных водных объектов» в текущем году завершается экологическая реабилитация пруда города Назрани, начаты работы по экологической реабилитации пруда в городе Карабулаке.

В целях создания инфраструктуры для безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами в сельском поселении Верхние Ачалуки запланировано строительство полигона твердых коммунальных отходов, оборудованного комплексами обработки и утилизации отходов. К 2024 году планируется построить 11 объектов по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов.

С начала прошлого года республика перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Статус регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами по результатам конкурса был присвоен ООО «Экосистема».

В связи с большим количеством обращений о ненадлежащей работе ООО «Экосистема», размещением принятых твердых коммунальных отходов в карьере в городе Малгобеке вместо полигона в сельском поселении Нестеровское, а также неисполнением ряда иных условий соглашения, в соответствии с приказом Минприроды Ингушетии ООО «Экосистема» лишены статуса регионального оператора. В Арбитражный суд подан иск о расторжении соглашения с региональным оператором.

После расторжения соглашения планируется разбить республику на три зоны и отобрать по каждой зоне отдельного регионального оператора.

Не могли мы обойти стороной в своем отчете очень острый и болезненный вопрос обеспечения бесперебойного водоснабжения.

Проблемы в системе водоснабжения копились годами и достигли своего пика в последние несколько лет.

Основными причинами сложившейся ситуации являются:

– рост численности населения с момента образования Республики Ингушетия в 2,6 раза с 194 тыс. чел. до 507 тыс. чел.;

– высокий физический износ разводящих сетей (66,5 %), потери воды при транспортировке составляют до 20 %. (протяженность сетей водоснабжения по республике составляет 2 282 км). Свыше 1 600 км сетей физически изношены и подлежат замене;

– высокая степень изношенности объектов водоснабжения. Объём воды, добываемой по республике, составляет 84 тыс. куб. м/сутки, при потребности для обеспечения только питьевым водоснабжением населения – 104 тыс. куб. м. сутки (за исключением потребности производственных и социальных объектов).

В рамках регионального проекта «Чистая вода» в целях улучшения качества подаваемой воды в период до 2024 года планируется предоставление финансовой поддержки из федерального бюджета республике в размере 860 млн рублей. Вместе с тем мероприятия, реализуемые в рамках регионального проекта «Чистая вода», а также строительство и капитальный ремонт отдельных объектов не решают существующие проблемы в сфере водоснабжения в республике.

Для решения вышеуказанных проблем водоснабжения необходимо строительство стратегически важного объекта – водозабора на реке Ассе мощностью до 100 тыс. куб. м/сутки с последующей заменой ветхих разводящих сетей. Ориентировочная стоимость вышеуказанных мероприятий составляет 7,3 млрд рублей (строительство водозабора на реке Ассе – 4,9 млрд рублей, замена разводящих сетей – 2,4 млрд рублей).

AF3I3313_новый размер (1).jpg

Пресс-служба Главы и Правительства РИ



15 сентября 2020 го