Личность в истории

Человека года журнал «Эксперт» выбирает с 2002 года – вот уже 8 раз издание называет фамилию своего героя, руководствуясь исключительно принципом роли персоны в современной российской истории. Статус «человека года» не раз получали те, кто реально повлиял на жизнь страны, или же те, чья деятельность ознаменовала начало нового тренда в жизни нашего государства. Имя Человека года-2010 по версии «Эксперта» станет известно уже через несколько дней. А пока мы предлагаем вспомнить героев прошлых лет и их поступки, изменившие Россию.

Герой-2002, по версии «Эксперта», - в то время губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Он стал символом новой в начале века тенденции – прихода в большую политику нового поколения людей, чей опыт и карьера сформировались в несоветское время…

Героев-2003, по версии «Эксперта», двое: бизнесмены Михаил Ходорковский и Роман Абрамович. Именно эти двое и именно в паре оказали самое большое влияние на представление о судьбе капитализма в России. Оба раскололи общественное мнение, но каждый по-своему: один попытался выйти за рамки, другой убедил, что за рамки выходить ни в коем случае не намерен…

Героем-2004, по версии «Эксперта», стал тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков. Именно он воплотил самые заметные тенденции в жизни страны. Его назначение вызвало удивление, хотя, пролистав его резюме, все соглашались, что человек он многосторонне опытный и разумный... 

Героев-2005 двое: журнал «Эксперт» назвал имена Алексея Миллера и Дмитрия Медведева, в те времена топ-менеджеров «Газпрома». Первый работал председателем правления газового монополиста, второй - председателем совета директоров. Эти двое - Медведев и Миллер - обозначают рождение нового восходящего тренда, под знаком которого, скорее всего, пройдет следующее пятилетие развития российского хозяйства, писал «Эксперт» в 2005 году. Большие проекты, большие инвестиции - с огромным участием и влиянием государства...

Герой-2006, по версии «Эксперта», глава МИД России Сергей Лавров. Он символизировал собой возросшую активность страны в мире, более активное влияние мира на нашу страну и более активную работу российской дипломатии...

Герой-2007, по версии «Эксперта», Владимир Путин. В последний год президентского срока он заложил основы превращения России в государство с мировым влиянием, писал журнал в 2007 году. Влияние Путина не только не ограничивалось задачей стабилизации ситуации в России, но вообще не ограничивалось Россией. В 2007 ярче всего проявились его качества как политика…

Герой-2008, по версии «Эксперта», глава Банка России Сергей Игнатьев. Именно гибкость и решительность политики ЦБ в условиях начавшегося кризиса удержала страну от катастрофы. В декабре 2008 «Эксперт» констатировал, что финансовый кризис в России - в управляемой стадии средней тяжести…

Герой-2009, по версии «Эксперта», президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров: он дал начало новой тенденции в северокавказской, а значит, и в общенациональной политике. Его назначение на высший пост и его деятельность – первый акт перехода от силового сценария управления на Северном Кавказе к мирному.

17-12-2010-33.jpgЕвкуров сумел найти общий язык с оппозицией, ряд представителей которой вошли в его администрацию. Некоторые начали сотрудничество с президентом вне рамок должностей. На съезде народа Ингушетии Евкурову удалось снять один из самых острых вопросов республики – он добился одобрения закона о границах муниципальных образований, в соответствии с которым границы были зафиксированы без учета Пригородного района, который многие в Ингушетии считают своим. Ингушетия отказалась от претензий на Пригородный район в пользу Северной Осетии. В результате Ингушетия получила соглашение о возвращении ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. Осетино-ингушский конфликт длился с 1992 года. Благодаря закону о границах в Ингушетии смогли пройти муниципальные выборы и сформировалась местная власть.

Евкуров первым из лидеров Северного Кавказа поставил вопрос о нарушениях законов со стороны силовых структур республики. Это положило начало уголовному преследованию тех, кто нарушает закон, а также расследованиям фактов похищения людей. Евкуров начал переговоры, в том числе и личные, с боевиками о сложении оружия. Но, в отличие от Чечни, где боевики спускались с гор под личные гарантии президента Кадырова и записывались в структуры МВД, сохраняя оружие, в Ингушетии бывшие боевики нашли себе мирную работу и учебу. А гарантию получали не от президента, а от законов республики.

Вместо исключительной ставки на силу — чего можно было бы ожидать от боевого офицера — Юнус-бек Евкуров сделал ставку на диалог, доверие и примирение. Его авторитет высок: и в Ингушетии, и вне республики хорошо знают, что он не ворует. И именно это, при ограниченности прочих важных в политике ресурсов, дает ему важный источник силы.

Террористы в 2009 году покушались на жизнь Евкурова, убили правозащитника Макшарипа Аушева, совершили покушение на его вдову, стремясь сорвать диалог власти с народом. Президент вернулся из госпиталя и уже осенью 2009 года отправил в отставку все правительство, призвав во власть новых людей, не связанных с коррупцией. Ясно, что для подвижек на Северном Кавказе мало поддержки центра и большого настоящего личного авторитета. Но очевидно, что Евкуров сделал первый шаг для построения институтов мира в этом неспокойном регионе.

Евгения Новикова,
журнал «Эксперт»

17 декабря 2010 год